Главная \ Путешествия с Клубом \ Путевые заметки \ 2024 год \ 21.09.2024 года. Экскурсия по Комсомольской площади –площади трех вокзалов.

21.09.2024 года. Экскурсия по Комсомольской площади –площади трех вокзалов.

image-22-09-24-05-14

Встречаемся у памятника Павлу Петровичу Мельникову - первому Министру путей сообщения. Уже в 1835 году он написал книгу о полезности железнодорожного транспорта. Эту книгу прочитал император Николай 1, проникся, вызвал к себе Мельникова и с этого момента было положено начало строительства железных дорог в России, причем государственных. 30 октября 1837 года в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие первой в России пассажирской железной дороги, соединившей Санкт-Петербург с Царским селом и Павловском. Цапско-Сельскую дорогу строили австрийские инженеры. Протяженность ее 27 км. Паровозы английские. Это было развлечение. Первый вокзал был в Павловске - это был зал для балов и концертов. 

В ноябре 1951 года железная дорога соединила Санкт-Петербург с Москвой. Время в пути составляло 21 час 45 минут. В то время в вагонах не было туалетов и отопления! Еще то испытание! Но это все равно было гораздо быстрее, чем добираться дилижансом. В этом же году был построен Николаевский вокзал, архитектор К.А.Тон. Мы узнали, как был устроен вокзал, как пассажиры отправлялись в путь, как одевались, как сдавали багаж.  

После смерти Императора Николая Первого в феврале 1955 года, на трон садится Александре Второй. При нем сначала железные дороги разбирают в частные руки, но через некоторое время Александр Второй спохватился и отжал или выкупил все железные дороги, построенные в Российской Империи к этому времени. Железные дороги стали государственными. 15 июня 1965 года император Александр Второй основал Министерство путей сообщения Российской империи –х общегосударственное ведомство железных дорог.

Вторым вокзалом на Площади трех вокзалов стал Рязанский (ныне Казанский). Он открылся в 1862 году и по железной дороге соединил Москву с Рязанью. В январе 1884 года, дорога дошла до Казани. Современное здание Казанского вокзала началось в 1913 году и закончилось в 1940 году. Архитектор Алексей Викторович Щусев.

Практически одновременно строится Троицкий вокзал (ныне Ярославский).  Первое здание вокзала появилось еще в 1862 году. Это было незамысловатое скучное двухэтажное строение. От него начиналась Московско-Троицкая железная дорога (от Москвы до Сергиева Посада). После 1894 года дорога была переименована в Московско –Ярославско – Архангельскую. Днем рождения Ярославского вокзала считается 19 декабря 1904 года - именно в этот день вокзал, перестроенный известным архитектором Федором Шехтелем, был освящен. В марте 1918 года Советское правительство переехало из Санкт-Петербурга новую столицу - в Москву. 

IMG_5084    IMG_5092    IMG_5093

IMG_5083    IMG_5094

Дальше мы отправляемся в особняк Стахеева. Почему мы начали с железных дорог и вдруг особняк промышленника, который не имел никакого отношения к транспорту? Все очень просто. С революционно периода и по сей день особняк принадлежит железнодорожникам, сегодня РЖД. Здесь располагается Центральный дом детского творчества железнодорожников. Вероятно, поэтому он так хорошо сохранился. Особняк промышленника Николая Дмитриевича Стахеева построен в 1898 году в итальянском стиле архитектором Бугровским. Стахеев уроженец Елабуги имел хлебный промысел, затем порты на Дальнем Востоке, выкупал промышленные предприятия разоряющихся Демидовых. В общем, был человеком богатым и со вкусом. Нам удалось побывать внутри здания. Мы увидели восхитительную лестницу, зеленую гостиную, восточную (курительную) комнату с деревянной отделкой, и подоконниками из оникса, готическую столовую, белую бальную залу с уникальным паркетом, коричневую гостиную, украшенную золотом, розово-желтую дамскую гостиную, зимний сад с двойным остеклением. Очень красиво!

Дом опустел еще до революции. Купила его Зинаида Николаевна Морозова. Но хозяйкой была совсем недолго. После революции здание перешло в ведение Наркомата путей сообщения. Как всегда, после экскурсии с Сергеем Сергеевичем остались не только самые восхитительные впечатления, но и желание еще больше узнать об истории нашего города.

IMG_5100   IMG_5111   IMG_5113  IMG_5140

IMG_5102  IMG_5108  IMG_5110  IMG_5121  IMG_5128  IMG_5138