Главная \ Путешествия с Клубом \ Путевые заметки \ 2023 год \ 28-29.10.2023г. «Золотой век Ярославля» с Виктором Куликовым.

28-29.10.2023г. «Золотой век Ярославля» с Виктором Куликовым.

Возвращаюсь из Ярославля в Москву.

Пытаюсь: 

  • переварить всю информацию, полученную за два дня, а значит объять необъятное; 
  • разобраться в том, что хотел донести до нас Виктор. 

Пишу и кажется начинаю понимать! Ярославль уникальный древний город с самобытной культурой, характерной только для этого города! 

Наша поездка в Ярославль готовилась давно. В этот раз мы едем не просто на экскурсию. Мы едем в гости к замечательному гиду, историку, человеку, который стал мне настоящим другом - Виктору Куликову. Виктор коренной ярославец, горячо любящий свой город и к нашему приезду он готовит нечто необычное, то, что сами мы никогда бы не увидели. 

28.10.2023 года

Сюрпризы начинаются с перрона, где нас встречает Виктор, совершенно неожиданно одетый! Чуть позже узнаем, что его верхняя одежда называется зипун! Выглядит оригинально! Многие вещи, о которых я услышала за эти два дня стали для меня настоящим открытием. 

Ярославль город, где весь исторический центр площадью 130 гектаров находится под охраной ЮНЕСКО! Это бесценное наследие золотого и серебреного века - 16-17 веков! Пробую разобраться что это значит! Говорим о красоте! О красоте Ярославля, которую Виктор показывает нам через культурные жемчужины. Основанный в 11 веке на берегу Волги Ярославль очень быстро стал центром торговли. Ярославские купцы активно торговали с Персией, привозили ткани и посуду с диковинными цветочными узорами. Эти восточные узоры вошли в основу ярославских изразцов, которые сильно отличались от московских. После смутного времени, когда Россия практически потеряла государственность людям особенно сильно хотелось спокойной и красивой жизни.

Здесь, в Ярославле появилась идея создания Эдема - Рая на земле, о котором говорят рисунки на изразцах храмового ансамбля Коровницкой слободы. Ансамбль начали строить во второй половине семнадцатого века. Мастерские по производству изразцов были организованы здесь-же. А самым великолепным украшением первого кирпичного храма Иоана Златоуста стало знаменитое изразцовое оформление заалтарного окна! С этих пор Ярославль считается родиной изразца Персидского типа. Еще в ансамбле Коровницкого храмового ансамбля находится колокольня «Ярославская свеча», которая, по мнению Виктора, является уникальным шедевром и самой грациозной колокольней 17 века. 

В начале 17 века ярославские мастера начали расписывать храмы великолепными фресками. Увидеть их можно в основном в летних храмах и, понятно, что на зиму они закрыты. Но Виктор сделал невозможное и нас пустили в летнюю часть Храма Михаила Архангела. Фрески в этом храме начали писать в 1730 году – уже в 18 веке в после петровский период. Во время правления Петра I всех лучших мастеров из Ярославля забрали на работу в новую северную столицу. Царь заставлял иконописцев переучиваться на западный манер. А еще Петр запретил по всей России строить каменные храмы, а значит и расписывать было нечего. Однако, взошедшая на престол после смерти Петра I Анна Иоанновна была не против национальных традиций. Как сообщает храмовая надпись на южной стене, росписи холодного храма Михаила Архангела выполнены в период с 17 мая по 21 сентября 1730 года артелью ярославских мастеров во главе с Федором Федоровым. Эти чудесные фрески нам удалось увидеть - всего 490 сюжетных клейм в разной степени сохранности.  Виктор говорит, что это самые поздние фрески в мире. Отличает Ярославскую фреску дымчато-бирюзовый тон. 

Вероятно, здесь самое время сказать о том, что в 1010 году по реке Которосль в эти места прибыл некий Ярослав. Земли были обитаемыми, люди, жившие на них – меряне (финно-угорские племена) священным животным выбрали медведя. Ярослав начал устанавливать свои порядки. Миряне не поняли почему они должны подчиняться и натравили на Ярослава священного медведя, которого Ярослав не задумываясь зарубил. Миряне сразу поняли, что раз Ярослав сильнее медведя, значит и они должны ему подчиниться. Ярослав стал Мудрым, город, который был заложен, он назвал своим именем, а медведя посадил на его герб. Как-то так у меня усвоилась эта история. Династия Ярославичей практически два века княжила в Ярославских землях. Пока не случилось неожиданное событие. У последнего князя не оказалось наследников мужского пола. Зато была дочь, которую можно было выдать замуж и продолжить род. Так и произошло. Княжне подобрали достойного мужа Федора, отец благословил его на княжение и скончался, а молодой претендент на княжение отправился в Золотую Орду за верительными грамотами на княжение. Но в Орде он влюбился в ханскую дочку Юлдус. Девушка ответила взаимностью, приняла христианство и в Ярославль Федор Черный вернулся с новой женой монголкой, ставшей в христианстве Анной.

Видимо, прежняя княжна была не очень этому рада и потому пропала. А вот с Федора Черного и его жены монголки Анны началась новая династия Ярославских князей. И еще что интересно, что именно по повелению Анны в начале 13 века на месте каменного храма Михаила Архангела, который мы сегодня посетили, была построена деревянная дворцовая церковь. Она же заказала главную храмовую икону Михаила Архангела, которая признана всемирным шедевром и подлинник ее находится сегодня в Третьяковской галерее. Виктор говорит, что ярославцев в архитектуре, декоре зданий и одежды отличало стремление украсить все и вся сверху! На верхних внешних фасадах храмов в Ярославле писали великолепные храмовые иконы! Верхняя часть наличника над окном в два-три раза больше нижней, та же история с окладами икон! Кокошники и шапки на головах ярославцев впечатляюще высоки. 

А мы отправляемся в сердце Ярославля в Спасо-Преображенский монастырь. Здесь, в Преображенском соборе находится фреска 16 века, но увидеть ее можно только в летнее время. Зато сегодня мы можем посетить выставку «Сокровища Ярославля».  Здесь хранятся 460 предмета невероятной красоты и ценности, которые объехали, наверное, самые известные музеи мира! Драгоценные киоты и оклады для икон, золототканая одежда священнослужителей, панагии XVII- XVIII веков из ризницы ярославского архиерейского дома, митра, покровец, церковная утварь. Все эти уникальные произведения искусства созданы мастерами ярославцами   в технике чеканки, резьбы, филиграни, вышивки жемчугом, золотой и серебряной нитью. Кстати, финифть = эмаль появилась в этих краях еще в до-монгольский период. Насладившись великолепным рассказом гида, сиянием драгоценных камней и непревзойденным мастерством русских мастеров-ювелиров перемещаемся на территорию Ярославского кремля. Нет, мы не видим крепостных стен и даже не узнаём куда и когда они подевались. И я даже не хочу искать эту информацию в интернете, хотя она там наверняка есть.

Я уже писала, что наша цель – красота и искусство. Отправляемся в Митрополичьи палаты, где находится музей «Русские иконы 13-17 веков». Мне очень стыдно, но я никогда не была в подобном музее ранее и сегодня, к счастью, вполне готова узнать что-то очень важное для себя о старинной ярославской иконе. Тем более, что экскурсию для нас согласилась провести главный эксперт нашей страны по иконе 17 века -  Виктория Викторовна Горшкова. Это было потрясающе! Самый древний памятник музея - икона Спаса Вседержителя начало 13 века.  Это была личная домашняя икона Ярославского князя. Икон этого периода в России осталось всего 25. Кого могла видеть эта икона? Оказывается, Александра Невского!

На примере Иконы Николая Чудотворца 15 века Виктория Викторовна показывает, как происходит реставрация старинных икон. В средние века часто случалось, что поверх старой иконы уже достаточно закопчённой и почерневшей писали икону новую. Так икону Николая Чудотворца записывали несколько раз и тот образ, который был последним совсем не напоминал первоисточник. Реставрация иконы проводилась слоями в течении 15 лет! Каждый слой не просто снимается, но переносится на новую подложку и таким образом сохраняется. Фантастика!

Икона Ивана Предтеча 16 века периода Ивана Грозного - это список 16 века с московской иконы. С иконы – покровительницы царя Иоанна, вероятно, по его поручению делают множество списков и рассылают в Ярославль, Ростов, Владимир, возможно и в другие города, находящиеся в составе Московского царства, намекая, что Москва - третий Рим. Ну что, ничего нового! Только сейчас рассылают портреты правителей, а тогда их иконы. Удивительная икона жизни Сергия Радонежского! Клеммы вокруг иконы рассказывают о его жизни и чудесах с ним связанными, а внизу иконы изображена Куликовская битва. В описание иконы это звучит как «Легенда о поражении Мамая». Не правда ли, странное название?

А вот иконой мастера из Холмогор Семена Спиридонова 1682 года я была так очарована, что даже забыла сфотографировать. Но нашлись добрые люди и прислали мне фото! Кстати, техника Холмогора – свечение золота – легла в основу всемирно известного народного промысла в Палехе (миниатюрная живопись темперой на лаковых изделиях из папье-маше)В полном восторге выходим на заснеженную набережную Волги, любуемся подсвеченными старинными зданиями, еще что-то пытаемся выяснить у Виктора. Но информации получено столько, что вместить ее заметки по сегодняшнему дню не могут. Перенесены в часть «неопубликованное».

А еще Виктор невероятный мастер по подбору изысканных ресторанов! Вот в таком мы сегодня ужинаем. Называется Агапа. В ассортименте: Карпаччо из хурмы+ страчателла бастурма; Говяжья щека, моченая брусника, лесные грибы; Копченый сом, печеный баклажан, горгонзола; Тыквенный суп с креветками; Севичи из судака; Картофельные ньюки; Судак с молодой капустой и множество других вкусностей! А еще официанты рассказывают, как готовится каждое блюдо! Замечательно поужинали. Кстати, расселил нас Виктор в Гостиничном комплексе «Любим»! Достойно! Рекомендую!

 29.10.2023 года.

Какое приятное утро! Едем в Коровники на мастер-класс по изготовлению изразцов. Именно здесь находится туристический комплекс, где и дают туристам возможность погрузиться в промысел 17 века. Ярославский изразец имеет высокий рельеф и поэтому рисовать на нем исключительно удобно. Рисуем гуашью. В палитре 5 цветов. И еще раз нам напоминают, что любимый ярославский цвет зеленый. Потрясающе здорово! У всех получилось гениально! А дальше спускаемся в сувенирный магазин. Он так хорошо организован, что никто не ушел без покупок! Возбужденные отправляемся окультуриваться дальше. Нас ждут шедевры семнадцатого века - Храм Тихвинской иконы Божьей Матери и Храм Николы Мокрого. Невероятной красоты изразцы украшают фасады обоих храмов. Однако, служащий храма именно в это время куда-то отлучился и попасть внутрь у нас не было возможности. Значит эти храмы придется смотреть в следующий приезд. Зато нас с удовольствием принимают в Вознесенской башне. Этот объект совсем недавно открылся для посетителей и девушки, встречающие нас, невероятно рады, угощают чаем и сладостями, берут интервью. А мы рассматриваем город с высоты птичьего полета и тоже радуемся. Более всего тому, что смогли подняться!

Обедаем еще в одном красивом историческом ресторанчике, а после Виктор передает нас в руки замечательной Юлии Воротиловой, и мы отправляемся в Тутаев, что в 40 километрах от Ярославля. По дороге Юля рассказывает, что до Петровской эпохи Ярославль был богатейшим торговым центром.  Началось строительство Санкт-Петербурга и Ярославль утратил свое торговое значение. Люди стали уезжать, все начало приходить в упадок. Однако ярославцы не сдавались. Стали развивать производства. Здесь открывается текстильная фабрика, производится знаменитая ярославская кожа - юфть. Интересно, что местное кожевенное производство не имело дурного запаха, как в других городах. Для дубления использовали квас, иву и еще что-то ценное, что я не запомнила. Кстати, текстильная и кожевенная фабрики работают до сих пор. Правда на первой производят ткани для обтяжки стульев, а на второй технические кожи.   

И вот уже в темноте добираемся до Воскресенского собора в Тутаеве. Храм был освящен в 1675 году и никогда не закрывался. Три года назад мы были здесь в конце августа и посещали летний верхний храм. Сегодня же летний закрыт и нас ведут в нижний – зимний. Интересно, что главные храмовые святыни перенесены и мы видим гигантскую икону 14 века Всемилостивого Спаса. Эту икону пытались забрать в Ростов. На какое-то время это удалось сделать, но верующие так неистово просили о возвращении иконы, что духовное руководство согласилось вернуть святыню домой. Радость была всеобщей. Икону из Ростова в Тутаев – около 100 километров - несли на руках. Еще одной святыней является деревянный крест 12 века - Христос животворный. Когда он попал в храм я не поняла, но важно то, что обрели его в реке и с тех пор он находится в Воскресенском соборе. Но самое главное, что нам дают возможность подняться в верхний летний храм и увидеть фрески семнадцатого века. Главная тема – сотворение мира. Трудно представить что-то более красивое! При этом фрески находятся в великолепном состоянии! Всем, кто собирается посетить Ярославль очень-очень советую добраться до Воскресенского собора в Тутаеве.

А мы, уезжая в Москву уже планируем обязательно вернуться в Ярославль летом и тогда нам откроются шедевры серебряного и золотого века, которые не удалось увидеть в этот раз!