Телефон: +7(985) 768-02-53 Адрес: 111024, г. Москва, ш. Энтузиастов, д.24/43, кв.28 Электронный адрес: gwc@gwc-planet.ru
Телефон: +7(985) 768-02-53 Адрес: 111024, г. Москва, ш. Энтузиастов, д.24/43, кв.28 Электронный адрес: gwc@gwc-planet.ru
30.06.2023 года. Елена Жукова + Наталья Алешинская
О полуострове Мангышлак мечтала давно. Поделилась мечтой с Виктором Куликовым, и он предложил программу, от которой я не могла отказаться. Да ещё путешествовать с Виктором - это дополнительный бонус. Команда набралась аж 14 человек, а это для такой поездки не мало. Летим из Внуково, авиакомпанией Scat, на крошечном канадском самолетике Бомбардье 200 - всего на 50 пассажиров.
Елена Жукова.
Начало тура было сказочным. Нам двигали время вылета не раз, в результате еще и вылет задержали. На этой радостной ноте мы уселись в ВИП зале. Сидим едим, пьём. И сидели бы долго… но Валентина вовремя вспомнила, что посадка длится не бесконечно. Бегом в автобус. Успели! Но, оказалось, что мы еще кого-то ждем. И это были наши люди. Ура! Все здесь – можем лететь.
Ой! Что это там за бортом? Какая-то казахская вышивка?! Так вот откуда берутся народные узоры на платьях местных красавиц! Только, как они смогли разглядеть в стародавние времена эту красоту? Самолетов ведь не было! Наверное, им птицы рассказали, а может с горы увидели - не знаю! Но совершенно точно местная природа все подсказала. Люблю в самолёте смотреть в окно! Сколько там красоты всякой! Вот родное Подмосковье. Похоже на лоскутное покрывало. Вот Геленджик. Сине-бело-песочный. А это Казахстан. Все оттенки коричневого с разводами серого, зелёного и белого. Самый крутой колорист - матушка природа!
Наталья Алешинская.
Актау встречает новеньким небольшим аэропортом, горячим ветром, пустынными пейзажами, прекрасной дорогой, по которой мы добираемся до города всего за тридцать минут. А параллельно с нами садится самолёт Аэрофлота. Очевидно, борт побольше. Прилетевших встречают три туристических автобуса. Мы удивляемся. Оказывается, на побережье открыт отель Риксос и теперь ежедневно десятки наших соотечественников прилетают отдыхать на побережье Каспийского моря. А что? Удобно. Всего два сорок в воздухе, и ты на пляже. Однако, есть небольшой затык. Вода в начале июля прогрелась всего до 16 градусов. Купаться можно только в бассейнах. Благо, что на территории отеля их достаточно и они с морской водой. Мы же не купаться приехали, поэтому размещаемся в городском отеле Silk Way. Ничего особенного, но для путешествующих этого достаточно.
Вечереет. Самое время отправиться на ужин. Виктор выбирает лучший в городе ресторан - Айдын. Только в этом ресторане подают фишбармак - осетрина на вареном тесте (жайма). Невероятно вкусное блюдо! Да ещё сидим на веранде с видом на Каспий! Солнце садится в воду, заливая нас золотым светом, в бокалах сверкает прекрасное белое вино! Жизнь удалась! Путешествие началось! Я знаю, что в ближайшие дни мы увидим невероятные красоты, но в дополнение надеюсь, что Виктор расскажет историю этих мест, познакомит с народами, их населявших и живущих здесь сегодня.
И вот первая фраза, которая заинтриговала и безусловно требует расшифровки: «Мы прибыли на полуостров Мангышлак. Здесь произошёл последний всплеск суфизма. Суфистские монахи жили в подземных монастырях, один из которых мы с вами увидим. Кто такие суфисты? Откуда они? Что делают? Обо всем этом я расскажу позже». Мы уже знаем, что пытать бессмысленно сказал позже, значит надо ждать. А сегодня только суфистская легенда: «Собрал суфистский старец своих учеников возле колодца. Взял деревянное ведро, отрубил у него дно и начал черпать воду. Сколько не черпал, не мог не капли перелить в пустую ёмкость. Один час наблюдали за процессом ученики, второй, третий… На четвёртом часе один из учеников не выдержал, предложил завершить бессмысленный процесс. Старец очень спокойно посмотрел ему в глаза и выгнал из круга, поскольку не ученик ему тот, кто не видит смысла в процессе, пусть даже ничего не приносящим». Поняли? Есть над чем поразмыслить. Я услышала, что именно это и есть суфизм. Может это не так. Но за что купил, за то и продаю. На первом этапе знакомства понимаю, что суфизм - это направление Ислама, смешанное с язычеством и буддизмом. Сытый и пьяный народ покинул ресторан в отличном настроении. Большая часть группы отправилась гулять по набережной в направлении громко играющей музыки! Душа просила продолжения праздника! Ну кто может остановить разгулявшийся народ?!
Елена Жукова.
Боброва Наталия.
01.07.2023
Дождь стеной, пронизывающий ветер. Салимся в четыре джипа и выдвигаемся из отеля в 8.30, надеясь быстренько поменять деньги. Быстренько не получилось. Круглосуточные обменники ещё не работают. Ждём. Но все-таки обмен произошёл. На этом моменте теряем Фарида. Он не хочет ехать в пустыню, дождь ему не в кайф.
Жукова Елена.
Боброва Наталия.
Отправляемся в Форт-Шевченко (Актау → Форт-Шевченко: 135 км).
Еще со времен средневековья защищенная от всех ветров Тупкараганская бухта, в которой расположен город Форт-Шевченко, была удобной гаванью для морских торговцев, а пристани являлись важными узлами торговых путей, в том числе и Шелкового пути. Русские появились на этой земле после взятия Астрахани в 1556 году. В 1711 году Мангышлак вошёл в Российское государство. Исследователь, политический и военный деятель, а также сподвижник русского царя Петра I Александр Бекович-Черкасский тоже считал Тупкараган наиболее удобным местом для основания первой крепости Восточного Прикаспия. 21 апреля 1846 года на месте близ современного города была произведена закладка Новопетровского укрепления. Именно с этого момента начался отсчет 175-летней истории Форт-Шевченко – самого старого на территории Мангистауской области. К слову, казаки строили крепость на месте более древнего укрепления, подтверждает сей факт находка эпохи Золотой Орды. Как рассказывает Андрей Астафьев, на месте укрепления были найдены золотые монеты хана Джанибека.
Исторически Мангышлак населяли казахи – адаевцы. Это были кочевники, которые пасли свои стада в центре полуострова и с русскими не пересекались и, следовательно, не враждовали. Но с развитием торговли, особенно после строительства Форта Новопетровского, русские начали продвигаться вглубь территорий и покибиточно обложили данью местных жителей. В 50-е годы 19 века начинает быстро расти Хивинское ханство, которое тоже начало облагать данью адаевцев. В 1869 году на полуострове вспыхивает восстание против царского режима. Адаевцы осаждают форт, русские присылают войска, идут кровопролитные бои. Огромное количество адаевцев было уничтожено, а их вожди взяты в плен. Вероятно, были проведены правильные переговоры, вождей отпустили, а Россия начала завоевание средней Азии. После чего в 70-е годы обширные земли вошли в состав государства Российского. Спустя 140 лет народным героям Исе Тлембайулы и Досану Тажиулы воздвигли памятник «Иса-Досан».
В местном музее истории знакомимся с предметами быта местных народов, посещаем казахские, русские и туркменские залы. Немного говорим о суфизме – религии, которая является исламом, смешанным с язычеством. Знак суфизма – открытая ладонь.
Жукова Елена.
Боброва Наталия.
Не оставили без внимания музей Тараса Шевченко, открытый в 1932 году в доме коменданта Ираклия Александровича Ускова. Тарас Шевченко в 1814 году и был крепостным. Рисовать начал в 16 лет. Художники увидели его работы и выкупили юношу у помещика. В 1850 году кумир молодой украинской интеллигенции Тарас Григорьевич Шевченко был сослан в Новопетровскую крепость за «дерзкие» стихи, направленные против действующего царского режима. Здесь ему пришлось провести почти семь лет. Суровый климат, бескрайние пески и неволя подтолкнули поэта назвать это место на краю империи «разрытой могилой». В творческом наследии Тараса Шевченко можно найти немало стихов и картин, описывающих и изображающих Новопетровскую твердыню на берегу Каспия. Едва ли не единственной отдушиной Кобзаря во время ссылки стали научные экспедиции вглубь Мангышлака. Кстати, украинский поэт принимал участие в составлении первых карт Аральского бассейна. Спасали от тоски Тараса Шевченко и походы в дом коменданта крепости Ускова, где ему всегда были рады. Здесь находилась небольшая землянка, в которой Шевченко рисовал картины, писал повести и стихи. В период ссылки поэт также освоил непривычные для себя ремесла – лепку и резьбу.
Жукова Елена.
Боброва Наталия.
После окультуривания и знакомства с историей очень хочется кофейку. Однако, в цивилизованном отеле пяти звезд, который находится с видом на красоты региона, кофе в это время суток не наливают. Пришлось воспользоваться хлебосольством наших водителей, отведать чаю с бутербродами на капоте джипов и договориться на будущее, что они покупают нам продукты в дорогу, а мы на них сбрасываемся. Покидаем Форт Шевченко. Едем по степи – она то совсем ровная, то переходит в холмы. Вдоль дороги карагана - куст, цветущий желтыми цветами.
Жукова Елена.
Боброва Наталия.
То там, то здесь небольшие храмы. Оказывается, что это кладбища. Одно из них мы посещаем. На памятниках нет надписей, только рисунки: два горба - похоронена пожилая женщина, голуби – похоронен ребенок, лотос - молодая женщина, баран - похоронен Батыр, стоит мавзолей, значит тут покоится священник. Каждый род имеет своё кладбище.
Добираемся до провала Жигылган.
Мыс Жыгылган (с казахского - «Упавшая земля») — это главная достопримечательность полуострова Тюб-Караган. Он представляет собой огромный горный массив с гигантской впадиной почти идеальной формы круга, заваленной камнями. Панорамы окрестностей, безусловно, захватывают дух. Гуляем, любуемся красотами, фотографируемся.
Ближе к вечеру посетили некрополь Кенты – Баба.
И в завершении насыщенной программы осмотрели подземную мечеть Султан-Эпе.
Согласно преданиям Султан-Эпе был сыном проповедника Хаким-ата, который в свою очередь был учеником знаменитого Ходжи Ахмеда Ясави. В записках советских этнографов сохранились интересные заметки: «в основе имени Султан Хубби (Султан-эпе) лежит иранское слово "об", что в переводе означает "вода". Предшественником его, например, считается антропоморфный водяной дух Убю, представления о котором были распространены у населения Южного Казахстана. Возможно, с этой доисламской легендой и связано то, что Султана-Эпе считают защитником моряков. Легенды гласят, что если тонущие на воде обратятся к Султану-Эпе, то будут спасены. Спускаемся вниз. Под ногами ковры. Помещения крошечные и с трудом вмещают нашу группу. На стенах никаких украшений. Главное, зачем мы сюда спустились – это рассказ Виктора о суфизме. У суфиев есть 14 священных родов. Исави- это самый известный суфий. Если суфий умирает, то его приемником становится лучший ученик. В суфизме люди гадали и предсказывали - по солнцу, по луне, по дождю. В суфизме не важно прошлое, важно будущее. Ученики - Мериды - духовные сыновья.
Рядом с мечетью Султан-Эпе находится колодец с серебряной водой из которого мы все испили водицы, умылись и смыли с себя не только дорожную пыль, но и часть усталости. Можно дальше в путь. Виктор рассказал, что на Мангышлаке находятся сакральные места некрополи более 362 суфиев, миссионеров. В большинстве это распространители ислама в Средней Азии. В средние века Мангышлак и Устюрт служили воротами торгово-экономической связи между Востоком и Западом. Могилу одного из суфиев мы посещаем. Это мавзолей без крыши. Была ли она когда-то я не знаю. Внутри видели курильницу, а это говорит о признаках язычества, характерного для золотоордынского периода.
Возвращаемся в Актау уже около восьми вечера и сразу в ресторан «Барашка» отведать свежайшего мяса и овощей. Опять здорово!
Жукова Елена.
Истомина Елена.
Истомина Елена.
02.07.2023 года.
После вчерашнего ливня 2 июля предвещало жару. Это позже мы узнали, что такое казахская жара, что такое подъем в горы при абсолютно безоблачном небе и 35 градусах. А сегодня после вчерашнего дождя мы готовились просто к теплой погоде. Градусов 28. Мерили шляпы, делились платками. Нас уже ждали 4 джипа с водителями. Все Тойоты, в дальнейшем превосходно показавшие себя на бездорожье. Заглянули в багажник – запас провианта, подготовленного для обеда в горах водителями, радовал. Проверили наличие самогона. Хороший он у нашего водителя Андрея, чистейшей 52 градуса. Выдвинулись почти вовремя. В 8.45. Дороги здесь очень хорошие.
Первая встреча на дороге - лысые верблюды с остатками шерсти в виде хохолков. Середина лета, они полностью полиняли. Шерсть в период линьки собирают или одевая на верблюда своеобразную жилетку, чтоб она не падала клоками, или вычесывая животное. Со всех сторон дороги много вышек с глубинными насосами по добыче нефти. Она залегает здесь в виде линз (пузырей). По качеству нефть здесь что-то среднее между Юралс и Брент. Оборудование используется подержанное, закупленное в Европе и Америке, стоимость одной установки около 80 млн долларов. Цикл добычи может доходить до нескольких лет. Месторождение здесь неглубокого залегания. Казахских компаний по добыче нефти мало. Принадлежат вышки абсолютно разным странам.
Направляемся в долину Торыш. Это удивительное место, где на поверхности земли лежат огромные абсолютно круглые камни. Происхождение их не до конца изучено. Обсуждая разные версии, решили исключить атлантов, увлекавшихся боулингом и инопланетян-футболистов. Основным признан: это некие конгломераты организмов, обитавших в находившемся здесь 40-120 млн лет назад океане, постепенно обраставшие другими организмами на протяжении миллионов лет. Затем эти шары как снежные ком обкатывались водой и обрастали песком и глиной. Сейчас все шары имеют очень плотную каменную сердцевину как желток яйца и вокруг - широкий каменный слой другого состава, на вид, похожего на плотную глину. Надо признать зрелище удивительное. Некоторые шары, скатываясь по гористой местности раскололись. Видны те самые плотные ядра и отколовшиеся каменные черепки разбитой оболочки как разбитые яйца. Встречаются шары разрезанные абсолютно ровно, как будто ножом.
Боброва Наталия.
Следующая точка- Кок-КалА - голубой (зеленый)город. Глина этой скалы серая с голубым оттенком, создает такой цвет. Второй цвет камней здесь кирпично-красный. Эта порода относится к юрскому периоду. И это окаменелое дерево. Повсюду на камнях видны следы - отпечатки травинок, листиков и веточек. Предполагается, около 200 млн лет назад здесь были болота.
Прибыли к Шеркале. Это останец с одной стороны в виде юрты, с другой - похож на спящего льва. Узнали, что Останец это одинокая, постепенно исчезающая гора. Название горы – Шеркала - в переводе с туркменского - львиная гора. В 9-11 веках здесь был колодец по ходу шелкового пути. Можно было безопасно останавливаться. С одной стороны горЫ в незаметном месте был сделан лаз, где по веревкам люди поднимались и, убрав их, могли укрыться от нападения. Захватчики, в основном туркмены, не зная о колодце, безрезультатно ждали, что осажденные сдадутся. На горе остались резцы для веревок. Каменная юрта, одна из сторон горы, - природный храм и самый известный вид Казахстана.
Далее мы поехали любоваться долиной замков Айракты - удивительными геологическими образованиями. Горы-замки Жайракты, Ктайайракты и Томалак сравнивают с американской долиной монументов. Известна долина замков по многочисленным рисункам Тараса Шевченко. Это второй узнаваемый вид Казахстана. Потрясающие величественные неприступные замки-скалы. Мы прошли по всем тропам, часто это было очень непросто, но все были готовы увидеть лучшие точки обзора несмотря на бешенную жару.
На обед мы останавливались в небольшом зеленом местечке Акмыш, оборудованном беседкой. Пикник с добавлением самогона был веселым и шумным. Возвращались около 8 часов вечера, не заезжая в отель, опять поужинали в ресторане каспийской кухни «Барашка». Всем кухня понравилась. Много блюд из баранины, но есть и рыба, и супы, и салаты. И любимый апероль шприц, так необходимый после длинного жаркого дня, полного впечатлениями.
Прудченко Ольга.
Истомина Елена.
03.07.2023
Жарко с самого утра. У нас сегодня самый красивый день. Проезжаем Карагие́ или по-другому Батыр — самую глубокую сухую впадину в Казахстане и одну из наиболее глубоких в Азии (132 м ниже уровня моря). Длина 25 км! Ширина 80 километров! Круто! Внизу находится соленое озеро Батыр. Виды похожи на долину Смерти в США. Здесь добывают глаукамольную соль, обладающую лечебными свойствами. Говорят, что она помогает после тифа. Возможно это правда. А еще говорят, что в Казахстане есть проект залить озеро Батыр водой из Каспия. Не знаю зачем, но вероятно, чтобы сделать курорт, где вода будет теплой и можно будет принимать туристов. Но это мои фантазии. Проезжаем город Жанаузен – новая нефтяная река. Опять же говорят, что отсюда начинаются все восстания и беспорядки в Казахстане. Первую нефтяную скважину здесь пробурили в 1959 году и по сей день не могут остановиться. Нефти по-прежнему много.
Красоты начинаем смотреть с Урочища Босжира (молочная земля) — одно из самых красивых мест Казахстана, представляющее собой целую гряду скальных образований разных размеров и форм. Оно расположено на дне огромного каньона в западной части плато Устюрт. Красиво невероятно. Начинаем фотосессию со знаменитых «клыков» Босжиры. Все кругом белым-бело, как будто внизу кто-то рассыпал соль. Жара градусов 40 и горячий обжигающий ветер! Но все-же лезем на самую крутую видовую площадку. И не просто фотографируемся сами, а еще нас снимают наши водители с дрона. Фантастика!
Переезжаем с одной локации на другую. Дух захватывает от красоты! Горы вокруг как будто наполнены солнцем и светом. Сначала едем по кромке каньона и все останцы у нас внизу, потом спускаемся в чашу, где непосредственно можно подъехать к невероятным природным замкам. Кажется, что эти ландшафты имеют инопланетное происхождение. И наконец, опять начинаем подниматься наверх. Но где-то посередине джипы останавливаются и нам предлагают дальше идти пешком и не 100 метров как на предыдущих остановках, а как следует в гору, обещая, что счастье наступит через полтора километра. Честно - тяжело. Сначала дошли до плоского плато и любовались долиной, затем спустились и опять пошли наверх. По дороге встретили кролика, который совсем нас здесь не ждал, сидел на самой дорожке и долго оставался в полной недвижимости пока все его фотографировали. И наконец добрались до вершины горы, откуда открылся еще один волшебный вид! И снова фотосессия, съемки с дрона, восторг и надежда, что обратный путь окажется столь же удачным, как и дорога сюда. Спустились все как живые. К счастью никого не хватил солнечный удар!
Обедали в тенечке под тенью невысоких скал. Немного отдохнули и двинулись в сторону долины Кызылкуп. Горы здесь называют «каменными тирамису» из-за удивительно ярких и контрастных слоёв пород: густо-вишнёвых, жёлтых и белых. Опять фантастически красиво! Забыть такие красоты невозможно! Нужно приезжать еще и обязательно ночевать здесь, любуясь закатами и рассветами.
Жукова Елена.
Боброва Наталия.
04.07.2023 года.
Актау переводится как Белогорье. В 1961—1963 годах — это посёлок Актауский, в 1963 году преобразован в город Актау. 1 июля 1964 года был переименован в Шевченко, в связи со 150-летием украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко, находившегося в середине XIX века в ссылке на Мангышлаке. 13 сентября 1991 года городу вернули название Актау.
Появление города стало результатом принятого руководством Советского Союза в начале 1950-х годов решения о создании ядерного щита страны с участием министерства среднего машиностроения и под управлением тогдашнего министра Ефима Славского. Город был построен в пустыне в рамках развития новых молодых городов Советского Союза по генеральному плану, разработанному Ленинградским проектным институтом. Куратором от института выступал архитектор Михаил Левин. В качестве градообразующего предприятия был построен Прикаспийский горно-металлургический комбинат (ПГМК), который включал в себя добычу урановой руды, её переработку и обогащение. Сеть предприятий этого комплекса обеспечивала основное производство химическими реагентами, теплом и электроэнергией, водой.
Актау не имеет естественных источников питьевой воды, город полностью обеспечивается переработанной морской водой: пресная вода производится из сильноминерализованного природного источника путём её разбавления дистиллятом, производимым из морской воды в промышленных многокорпусных испарительных установках («самоварах»). С 1991 года Актау становится центром разработки нефтегазовых месторождений, как старых, открытых ещё в XX веке, так и новых. Когда-то Актау считался русским городом, но постепенно происходит, то что называют оказашиванием. Сейчас здесь не казахов 28 процентов, русских 18 процентов. А на самом деле Актау был и остается многонациональным городом. С нами, например, работали русские ребята.
Приехали на площадь Ынтымак, где памятник Курмангазы. Курмангазы Сагырбайулы 1818-1889 — казахский народный музыкант, композитор, домбрист, автор кюев (пьес для домбры). Оказал большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры. Ынтымак площадь гармонии или спокойствия, ранее Ленина. А правильней перевести Ынтымак, как дзен. Со времён отделения Казахстана все памятники политическим советским деятелям исчезли, им на смену пришли другие - национальные. Что делать, веление времени. Однако, надо отдать должное - культурные памятники все на месте. Например, Тарасу Шевченко. Здесь вообще какой-то культ Шевченко. Хотя он тут прожил 7 лет всего.
Прослушали мы историю странного города Жанаозен, где живут возмутители спокойствия и вечные революционеры. В шестьдесят восьмом году в пустыне возник Жанаозен, город нефтяников и газовиков – до 1993 года он назывался Новым Узенем. Отсюда начинаются все революции и недовольства. Здесь даже участок трассы оборудован, как взлетная полоса. Так, на всякий экстренный случай. А случаи бывают по сей день. Социальное напряжение в регионе впервые дало о себе знать уже на закате советских времен. В 1989 году здесь прошли беспорядки, которые приняли тогда форму межнационального конфликта, вылившись в столкновения между казахами и приезжим населением Нового Узеня. После независимости в переименованном Жанаозене стали расселять оралманов – «возвращенцев», казахских репатриантов из Китая, Монголии, Пакистана, Афганистана и среднеазиатских республик, перемещенных сюда в рамках государственной программы «Светлая кочевка». Количество городского населения резко выросло вследствие миграции и высокого уровня рождаемости. Однако социальная инфраструктура Жанаозена практически не развивалась с советских времен, а в регионе резко вырос уровень безработицы, от которой особенно страдали оралманы.
Повышение цен на товары первой необходимости, вкупе с коррупцией и коммерциализацией образования и медицинских услуг поставило тысячи людей на грань выживания и нищеты. Многие приезжие, а также молодые казахи не имеют нормального жилья. Власти, которые устраивали регаты на дорогих морских яхтах и обещали превратить Актау в «каспийский Дубаи», селили людей в пустыне, в барачных поселках возле тех самых радиоактивных карьеров. Зарплаты росли медленно – дешевый труд местных жителей был привлекательным для инвесторов. И даже имея работу среднестатистическому жителю Жанаозена непросто обеспечить традиционно большую семью. Именно этот социальный кризис стал причиной выступления рабочих Мангистау, подтолкнув их к многомесячной забастовке, которая завершилась расстрелом ее участников.
В современной политике Мангышлак занимает важное значение. Казахи и русские пришли в эти края одновременно. Но, русские далеко в пустыню не заходили. Казахи и туркмены, сложившиеся тут исторически, боролись за территории. Территория была спорная и только Сталин поделил территорию, и туркмены до сих пор считают, что Мангышлак оккупирован казахами. Надо сказать, что территория Казахстана для всех бывших среднеазиатских республик громадная. А точнее Казахстан по площади, как все остальные вместе взятые. Проживает тут 20 млн чел. И это была долгие годы самая большая по численности республика, однако, Узбекистан переплюнул по численности Казахстан на 16 млн. Сегодня между ними идет нешуточная борьба за первенство.
В общем, слово за слово мы приехали к причалу. Настало время морской прогулки. На все наши уговоры купить закуску, Виктор отвечал категорически нет. Пришлось два литра закусывать орешками и шоколадкой, поделённой на тысячу частей. Кэб сжалился над нами и продал нам сок. Мы были рады очень.
Отправились мы на двух яхтах, в открытом море соединились, выпили за хорошую погоду и замечательное времяпрепровождение, искупались, позагорали, полюбовались городом с воды.
Дальше бодрым шагом отправились в кафе, там Виктор обещал нам лекцию о суфизме. Суфизм мы начали изучать ещё со времён поездки в Иран, потом в Саудовскую Аравию и вот добрались до того момента, когда захотели расставить точки над ё. Но, по-моему, только больше запутались. Но слушать было интересно, задавали много вопросов. Надо будет вернуться к этому вопросу.
Далее у нас по плану был рынок, а вечером – знаменитая тропа на набережной. Рынок не произвел впечатления. По большому счету купить нечего. Из грандиозных покупок только мухобойка для Ольгиной коллекции. Ну, и ладно! Деньги целее будут! Скоро следующий тур с той стороны Каспия в Баку. На тропу - набарежную собирались тщательно. Приготовили самогоноку от Андрея, орехи, курагу, нарезку, фрукты. Вызвали трансфер и поехали. И вдруг! Водитель говорит, вы там осторожней с питьем, ходят люди в штатском и всех наказывают. Зачем он это сказал?! Мы, как настоящие конспираторы вышли из автобуса прямо у опорника, начали выискивать камеры, искать место, где нас не видно. Представляю, как мы выглядели со стороны. 14 странных персонажей оглядывают каждый валун и обследуют каждый куст на набережной. Беда! В какой-то момент сообразили налить огненную воду в силиконовую бутылку для воды и спокойно пить, как, впрочем, это делали все остальные. Выпили. Жизнь наладилась, нам стало в разы веселее. Ура! Мы фотографировались тут и там, лезли на камни, хохотали и напрочь забыли про всякие камеры. Наконец, прошли тропу. Что же! И это мы сделали! Молодцы! Осталось дело за малым - ресторан!
С рестораном засада! Гуляли мы бурно и наш столик в кафе «Тофу» кому-то отдали. Поэтому мы были в свободном поиске. Мы просто шли по набережной пока не уперлись в кафе. Заглянули, вроде понравилось, но кто-то предположил, что будет громко звучать музыка и мы друг друга не услышим. Фарид начал активные поиски. Нашёл. Пошли посмотреть - не очень по сравнению с предыдущим, но тихо. Разделились. Кому громко и мягкие диваны. Кому тихо и скамейки. Мы пошли туда, где громко. На скальном полу лежат ковры образуя уютные островки. На островках стоит диван, кресла разных фасонов вплоть до качалки. Очень симпатично. Островки называют по цвету диванов. У официантов наушник - такая связь с администратором и кухней. Все происходит очень быстро. Мы восседали на малиновом диване. Выяснилось, что администратор из Красногорска, а наша замечательная девочка старший официант - повезло. Если осетрину, салат из свежих овощей и запивали это всё малиновым лимонадом, вискарем и традиционным коктейлем Апероль Шпритц. Учитывая выпитое на тропе, получилось круто! Но мы справились! Рассчитались, и попросили вызвать такси. Наша милая девочка сказала, что отправит нас на бесплатном трансфере ресторана. А?! Каково?! Мы конечно согласились! Решили на дорожку сходить в туалет. Тут нас ждал ещё один приятный сюрприз. Мало того, что все очень чисто и красиво. В какой-то авторской красивой ёмкости с дозатором мыло, полотенца и, внимание! Корзинка с масками для лица, патчами, тюбиками гигиенической помады и прочим добром. Какая забота о клиентах! Не только накормили-напоили, но подумали о том, как завтра мы будем выглядеть! Мы прибарахлились конечно. Прихватили масочек и патчи на утро. Дождались свой трансфер и с огромной благодарностью покинули это замечательное место. Юля решила отблагодарить водителя и протянула ему денежку, тот долго отказывался, но напору противостоять не смог. Молодец. Все счастливые разошлись по номерам баиньки.
Алешинская Наталия.
04.07.2023
Суфизм на Мангышлаке появился в начале 14 века. Один из самых великих суфиев Хаджа Насреддин. Суфизм возник в Медине в 632 году. Бедная часть общины сбилась вокруг мечетей, где и жила. Мухамед поддерживал их финансово. Из этих людей возникли люди, которые говорили о справедливости. Отсюда родились жизненные правила. Эти люди записывали каждое слово Мухамеда. Они сохранили книги, правила, запрещали богатеть. При дележке завоёванных богатств этим людям отдавали книги. В Багдаде был образован культурный центр, куда были собраны все книги, переданные суфистами. С 9 по 12 века центр культурного мира передвинулся в Среднюю Азию.
В Бухаре родился Нач Бандия – главный тарткат. Это самый популярный тарикат в России. Нач Банди был консервативный суфий. На одно из его собраний пригласили домристов. Слушают. Ждут фетму от Нач Банди. Через три часа он говорит, что это не наша культура, мы не можем это поддержать, но опровергнуть тоже не можем. Так домристы остались в культури суфизма. Суфисты высмеивают показную любовь к роскоши. Ещё один тарикат – Ясови. Могила Суфия Ясови находится в городе Туркменистан в Казахстане. Султан Эпа – создает на территории современного Казахстана центр суфийской мудрости. Вот и поди разберись с этим! Одно усвоила – среди всех мусульман 80% суниты, а из сунитов - 80% суфисты. Как-то так. Хотелось бы разобраться с этим более подробно. Пока ничего не понятно.
Жукова Елена.
05 июля 2023 года.
Путешествие подходит к концу. Но вылет только вечером. Есть возможность целый день провести на море. Выбираем пляж при комплексе «Tree of life”, который порекомендовал нам наш джиппер Виталий. Сразу скажу, что это приблизительно в 20 километрах от Актау. Едем на такси. Стоимость машины в один конец 3000 тынге - это приблизительно 600 рублей. Вход на пляж платный 7500 тынге. Однако, для пенсионеров, причём и для российских стоимость снижается до 5000 тынге - а это 1000 рублей. На территории прекрасный аквапарк, несколько бассейнов с морской водой, все лежаки находятся под тентами! Но нам бассейны зачем? Мы на море приехали. Прямой наводкой направляемся к нему. Однако, стоп! Не каждый из нашей команды может искупаться в шестнадцатиградусной воде. Но нашлись смельчаки! Искупались! И не один раз.
Жукова Елена.
Боброва Наталия.
Остальные только ножки помочили. Все вместе возвращаемся к бассейнам, занимаем места на мягких диванах в тенёчке. Представляете? Очень быстро замерзаем. Выбираемся на солнце, а дальше хочется купаться. А вода в бассейне морская, горячая! Как же я люблю такую. Можно плавать часами. Народу утром совсем мало и поэтому мы прибываем в полном кайфе. А ещё решили на горках прокатиться, раз уж они есть! Как здорово! Как я это люблю! Между делом Олечка разведала где мы можем пообедать. Сели в восточный ресторан. Заказали узбекской вкусноты и может быть не к месту, но к большому удовольствию, Апероль Шприц (у нас уже вошло в традицию пить его в последний день поездки). Сытые, отдохнувшие вернулись в отель за час до отправления в аэропорт! Сказочный финальный день!
Жукова Елена.
Казахстан, удивил, обворожил, влюбил в себя! До свидания! Надеюсь, скоро увидимся!
Кузьмина Валентина.