Главная \ Путешествия с Клубом \ Путевые заметки \ 2023 год \ 6-13 октября 2023 года Тур по Месопотамии (Ирак)

6-13 октября 2023 года Тур по Месопотамии (Ирак)

IMG_0690

От Багдада до Шумера.

  Пожалуй, для меня это был один из самых сложных туров в моей жизни. Ирак - невероятно многогранная страна. На одной территории на протяжении тысячелетий смешались разные цивилизации, религии, народы, традиции… Прошло множество войн. А сколько осталось неразрешенных вопросов между разными религиями и религиозными течениями, между политическими партиями и разными народами. Да и сегодня обстановка не самая спокойная. Нет, нам не приходилось опасаться чего-либо, к русским относятся исключительно хорошо. Но в самом воздухе витает чувство беспокойства.Вернувшись долго не могла акклиматизироваться в Москве, хотя со мной это случается крайне редко. Никак не могла приступить к путевым заметкам. Казалось, что никогда не смогу их дописать. Но все-же путевые заметки готовы! И вот они перед вами. Читайте, погрузитесь вместе с нами в эту невероятную страну!

06.10.2023 года.

Летим в Ирак. Пересадка в Стамбуле со сменой аэропорта. Нас 8 человек. За 10 евро с человека покупаем билет на микроавтобус и отправляемся в аэропорт Сабиха Гекчен на индивидуальном трансфере. Удивило, что для приобретения билетов потребовались не только евро, но и паспорта участников. В пути около часа и вот мы уже в Сабиха Гекчен. До вылета еще семь часов, но Турецкие авиалинии любезно зарегистрировали, приняли багаж и запустили в свободную зону международного терминала. И тут мы его узнали! Даже вспомнили кафе, где трапезничали, возвращаясь из Ирана! Присели туда же и время прошло незаметно. Чуть было не опоздали на рейс.

В Багдад прилетели уже около трех ночи. Долго ловили нашего водителя. Он никак не мог добраться до группы по причине высокого автобуса. К четырём утра все-таки мы выехали на трассу, еще минут сорок добирались до отеля и около пяти утра расселились по номерам отеля Royal Garden 4*.  Как говорят, не верь глазам своим! В нашем номере вместо двух, оказалось три кровати, расположенные в 15 сантиметрах друг от друга. Дверцы шкафа не висят, а просто прислонены, на белых полках вековая грязь! Обои над кроватями в серо-желтых потеках, крышка бочка унитаза разбита на мелкие части и просто собрана без клея, в надежде, что унитазом никто пользоваться не будет. Но главное кондиционер! Зайдя в комнату, мы сразу включили его на 16 градусов. Он обрадовался и весело начал гнать прохладный воздух. Но буквально минут через 5 решил, что на улице октябрь, а значит осень и не жарко, люди могут замерзнуть и значит их нужно обогреть. В считанные минуты комната наполнилась жаром, находиться в ней стало невозможно. Пришлось спуститься в ресепшен, позвать дежурного. Он поднялся, настроил кондиционер и ушел. Но наш заботливый агрегат снова через пять минут запустил сауну. Пришлось опять идти за помощью и просить поменять номер. На что мне объяснили, что убранных номеров больше нет и, если менять номер, нужно ждать пока новый номер приведут в порядок. Я согласилась. Мы с Натальей легли по кроватям и договорились, что сразу переедем, как только будет возможно. Честно, я не верила, что это случится до утра. Ан нет! Раздался стук в дверь и молодой человек пригласил меня посмотреть соседний номер. После нашего он показался люксом! Кровати две! Между ними аж метр свободного пространства! Кондиционер работает! Бачок целый!  Не просыпаясь, босиком, в пижамах перенесли вещи и сразу отключились! На часах было 5 часов 58 минут! Ура! До девяти утра можно поспать!

07.10.2023 года.

Жара с самого утра. Слава Богу микроавтобус с кондиционером. Жить можно. Начинаем знакомиться с Багдадом. Восьмимиллионный город раскинулся на берегу реки Тигр, живет компактно, а, следовательно, стоит в пробках. Передвигаться по нему не очень комфортно. И тем не менее за пятнадцать минут мы добираемся до площади Тахрир! Здесь находится главный памятник, посвященный основанию Республики Ирак в 1958 году. Памятник был открыт в 1961 году. В 2019 году площадь Тахрир была эпицентром протестных волнений. Жарко, поэтому мы смотрим памятник из автобуса. 

Следующая достопримечательность - Памятник Аль-Шахид -  Памятник Мученикам - посвящен иракским солдатам, погибшим во время Ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Инициатором создания памятника был президент Ирака Садам Хусейн. Авторами стали архитектор Саман Камал и скульптор и художник Исмаил Фаттах ат-Турк - лучшие художники Ирака. Памятник очень хорош! Две половинки бирюзовых куполов! Что символизирует? Я не знаю, какой смысл заложили художники. Для меня - это разбитые жизни людей, это жизнь на земле и жизнь после жизни, это разделенные войной единоверцы. Очень красивый и трогательный памятник. 

Через пробки и жару добираемся до Дворца Аль-Мустасима - в простонародье Дворца «Тысяча и одной ночи», построенного в 12 веке. Верится с трудом. Выглядит дворец как новострой. И тем не менее, любуемся каменными кружевами, заглядываем в многочисленные комнаты, фотографируемся в галереях. Красота. По ходу узнаем, что Багдад четвертая столица халифата. Первой была Медина, которая стала столицей при Пророке Мухаммеде. Вторая Куфа при Али-Талибе. Третья - Дамаск с 661 под руководством Маавии. И наконец, через 100 лет произошла аббасидская революция в Карасане. 

В результате войны основателем династии Аббасидов становится Аль-Мансур, потомок дяди Мухаммеда. Именно он основал столицу в Багдаде. Город быстро развивался и в течение пятисот лет оставался самым мощным городом в мире. Когда Аль- Мансур основал Багдад, он заложил государственную систему образования уже в 8-м веке. Практически основал университет.  Начал воспитание множества имамов - суннитов. Это был суннитский город, разрушенный татаро-монголами в 13 веке. 

Доезжаем до старого центра города. Большинство домов в руинах. Хотя, кое-где идет реставрация. Здесь же огромный Центральный рынок Багдада. Ныряем в прохладные галереи с целью поменять доллары на иракские динары. За 100 долларов дают 155000 динар. Старые доллары менять стесняемся. Нам кажется, что нам дали очень хороший курс и мы не можем расстраивать доброго дядю. На рынке продают восточные сладости, кожаные изделия, ковры, ткани, предметы первой необходимости. На рынке комфортно и прохладно. Но мы не получили команды разойтись по лавочкам, поэтому с покупками выходят с рынка только Виктор, купивший кожаные кошельки себе и своим девочкам и Лена, которая приобрела прекрасный рюкзачок. Остальная группа ждёт, одобряет приобретения друзей. 

На этой радостной ноте отправляемся в самое знаменитое кафе Багдада- Шабенду. Кафе невероятно колоритное. Здесь подают только чай - крепкий, в маленьких стаканчиках, очень сладкий. Можно заказать чай с лимонным соком. Чай возвращает силы! Никогда не пила чая вкуснее. Кстати, здесь можно курить! И не только кальян, но и обычные сигареты. В кафе сидит множество местных жителей - пожилые мужчины что-то обсуждают. Создается впечатление, что они поводят здесь не один час. Заходят и женщины с детьми. Наше появление вызывает живой интерес. Люди спрашивают откуда мы. Услышав слово «Руссиа» улыбаются, удивляются, восхищаются, просят сфотографироваться с ними. Мы тоже улыбаемся и с удовольствием участвуем в фотосессии. 

Насладившись в полной мере возрождающим чаем и гостеприимством, через рынок отправляемся к Хайдар мечети 16 века. Когда-то здесь было медресе, преобразованное впоследствии в университет. Охранник на пороге объясняет, что заведение сегодня закрыто, но все-таки пустил на минуточку сделать пару фотографий. Время, высвободившееся от изучения исторических ценностей, потратили на рынке! Приобрели сережки, браслетики, колечки… Ура!

Покупки необходимо обмыть. Отправляемся еще в одну замечательную чайную. Оказалось, что заесть можно не только выпить чайку, но и заказать еду из соседних кафе. Мы про это не знали.  Оля и Виктор рванули за восточными сладостями к чаю, а остальные в прохладе остались ждать их за чашкой живительного чая. Удалось рассмотреть, что в Багдадских кафе не касса, а конторка с большим деревянным столом! За ней сидит хозяин и находятся семейные фотографии. Восточные сладости, которые принесли ребята, оказались фантастическими! Жизнь опять удалась!

А в нашей программе еще одно удивительное место - знаменитый мавзолей Зубайды! Зубайда - бабушка последнего аббасида, затоптанного монголами. Говорят, что при ней была построена дорога из Мекки в Багдад. Самое начало 13 века! Архитектурный стиль сельджуков, совсем ни на что не похожий. У мавзолея встречают ребятишки, предположительно из семьи хранителя мавзолея. Просят деньги. Виктор давать не разрешает. Мы не даем. Минут через пятнадцать приходит хранитель, открывает дверь, и мы попадаем в помещение, со всех сторон наполненное тонкими солнечными лучами. Ты попадаешь, как будто под солнечный душ. Очень-очень приятно!

Уже на закате добираемся до памятника - «Спасем иракские ценности». Незабываемый монумент! Я чувствую его так: «Человек, стань сильным, отрасти множество рук, чтобы спасти от разрушения древние богатства, которые тебе достались от предков! Будущее в твоих руках!А вот памятник «Мечи Хадиси» мы не увидели. Сегодня 07 октября 2023 года. Хамас начал бомбить Израиль - сотни убитых и раненых, тысячи людей взяты в заложники. Иракцы поддерживают Хамас. Под Мечами Хадиса дорога перекрыта. Там разводят костры, жарят баранов, празднуют… Зато Виктор рассказал, что памятник «Мечи Хадиса» посвящен знаменитой битве при Хадисе, когда полководец Халифата   Валид разбил последнего Персидского короля Загиба и прекратил существование Персии. Как же меняются времена. Под Мечами Хадиса потомки Валида, разбившего Персов празднуют, атаку на мирных жителей, которая, предположительно организована при посредничестве иранцев, потомков персов. Как-то так. 

А мы отправляемся на ужин в чумовенный ресторан Оую на берегу Тигра. Ели национальное иракское блюдо Кузи - баранья нога и два вида риса, а также восемь видов салата. Съесть смогли далеко не все. Однако, Виктор заказал еще чай и десерт. Пришлось напрячься и лакернуть все восточными сладостями. Возвращались в отель на такси и в окна видели алкогольные магазины. Вот вам и сухой закон!

08.10.2023 года.

По плану должны посетить Национальный музей Ирака, который был закрыт последние 20 лет. И сегодня, по неизвестной причине, музей закрыт тоже. Будем надеяться, что попадём завтра. А сегодня едем в Самарру. По дороге Виктор рассказывает о народах, населявших эти земли несколько тысячелетий. Итак, Месопотамия. Кто и когда здесь проживал?

  • Шумеры. Шесть тысяч лет назад построили первые города, у них была письменность, мебель, торговля и отчеты по коммерческим операциям, ювелирные украшения из золота и серебра. Интересно, что шумеры писали о связи неба и земли. И были похожи на инопланетян! Шумерское наследие лучше всего сохранилось в Ираке, и художники многих стран черпали в нем вдохновение. Как пример, стулья шумеров стали прототипами стульев Тиффани!
  • Государство Саргона -Аккад. Существовало в 24-22 веках до нашей эры. 

Столица Аккада - до сих пор не найдена. Правитель Аккада - Саргон - в юности служил садовником. Как он стал правителем, я пока не поняла. Принимаю как факт. Саргон - первый семит, первый царь стран, а значит, император.

  • Третья династия Ура - государство рабов.
  • Ассирия. 
  • Вавилонское царство.
  • Персия.
  • Наверное, было что-то дальше, но на сегодня это все, что я могла осознать.

Встаем на трассу на Масул. Здесь не так давно правило государство Игил, и поэтому на пути в Самару нас много раз останавливают и проверяют паспорта. Смеемся, фотографируемся с полицейскими. Русских здесь любят. Вдоль дороги повсеместно развиваются черные флаги. Эти флаги связаны с одним с хадисов ислама. Мухаммед говорил, что придет время, повсюду появятся черные флаги, которые возвестят об апокалипсисе. Все правоверные должны бросить все и идти за черными флагами. Этот хадис очень популярен среди шиитов. Они ждут конца света. Мухаммед в своем хадисе не написал зачем идти за черными флагами. Вот каждый и додумывает самостоятельно. Я предполагаю, что флаги висят на всякий случай. 

Самарра. Город с населением 200000 человек. Исторические земли Ассирии. В этих краях проходили знаменитые раскопки Ниневии, найденные исторические объекты вошли в основу коллекции Национального музея Ирака. 

В Самарре находится самый знаменитый минарет Ирака 10-го века. Это визуальный символ Ирака эпохи аббасидов. К концу 10 века влияние Халифата было мизерным. В середине 10 века правителем был султан Аль Мусталик Ал Аллах. Он пытался объединить арабов в Халифате. Он вел борьбу с иудеями, приверженцами зороастризма и шиитами. Это было время одиннадцатого шиитского имама Аскари.  Аль Мусталик арестовывает Аскари, перевозит в Самарру, строит для него тюрьму, пытаясь изолировать от внешнего мира и сделать все, чтобы после Аскари не осталось потомков. Но что-то пошло не так и у одиннадцатого имама шиитов рождается сын Аль Махди. Ребёнок исчез в 942 году. С этого года начинается эпоха сокрытия и все шииты ждут и по сегодня его возвращения. Шииты верят, что Аль Махди придет, а вместе с ним придет пророк Иисус Христос. И будет большая служба, когда имам Махди встанет перед народом, а за его спиной будет стоять Исса (Иисус Христос).   Есть над чем подумать…

А мы едем вглубь Самарры, смотрим на руины древней мечети и шахского замка. Поднимаемся на шиитский минарет - такой же, как самый знаменитый, находящийся рядом с мавзолеем Аскари, только немного поменьше. Однако, и на него подняться не так просто. Лестницы идут снаружи башни и не имеют перил и ограждений! Панорама, раскинувшаяся вокруг впечатляет!

А впереди нас ждёт Шиитская мечеть Мечеть Аскария, или Золотая мечеть, главная шиитская мечеть Ирака, усыпальница двух имамов — Али аль-Хади и Аскари. Золотой купол над ней построил Иранский шах Насреддин в 19 веке. Купол дважды взрывали в 2007 и в 2009 годах. Это одно из самых священных мест шиитов, одна из первых мечетей Исламского мира. Кого-то из нас пропустили в своей одежде, а кому-то дали черные накидки. Вот мой желтый костюм показался не подходящим, и я на фотографиях в чёрной мантии. 

Возвращаемся в Багдад. Ужинаем поздно в национальном Иракском ресторане. Невозможно представить все блюда, которые принесли на стол! Мы давно уже наелись, а их все несут и несут! Что-то мы заказали, а что-то нам принесли в подарок. Слава Богу, что не заказали десерт. Расплатившись идем в бар напротив. Заказываем виски и как-то сдабриваем непомерно съеденную пищу. Полегчало! Добираемся до отеля на такси и еще посещаем винный магазин, опасаясь, что на периферии страны, куда мы завтра направляемся, спиртного не будет, а нам нужно чем-то лечится от необычной пищи и воды.  

09.10.2023 года. 

Багдад. И все-таки мы попали в Иракский Национальный Музей Багдада! Музей создала англичанка Гертруда Белл в 1923 году после падения Османской империи на территории Месопотамии. Это был один из самых лучших музеев в мире. Однако, в 2003 году Багдад был охвачен революционными выступлениями против Саддама Хусейна. Американцы сфабриковали процесс с химическим оружием и ввели войска. В результате безвластия Национальный музей Багдада был разграблен местными жителями. Американские солдаты за копейки покупали бесценные музейные экспонаты. После этих событий музей не работал более двадцати лет. Да и сегодня далеко не все залы открыты. И все-же мы в музее!

Начинаем с зала «убейт». Культура каменного века - убейт- существовала до шумеров. Вероятно, они и создали первые города на планете. Шумеры появились 4000 лет до нашей эры. Откуда они взялись, никто не знает. Шумеры звали себя черноголовыми. Их версия, что они пришли с острова, где нет болезней. Шумеры были земледельцами, а свои города строили из глины. У каждого города был свой бог. К сожалению, шумерские залы закрыты, и мы знакомимся с знаменитыми экспонатами по фотографиям:

  • Самая известная Шумерская ваза «варка». 
  • Арабская Моно Лиза.
  • Шумерские золотые украшения.

Но и то, что мы видим удивляет и поражает. Особенно скульптуры шумеров с огромными круглыми глазами, с шестью пальцами! В 2000-х годах до нашей эры шумеров из Междуречья вытеснил Саргон, создавший государство Аккадо. Первая столица государства найдена не была. Но в один прекрасный момент Аккадо захватил Вавилон и сделал его своим главным городом. Из эпохи Древнего Вавилона экспонируется знаменитый столб с законами Хаммурапи - 1792-1750 год до нашей эры. Шумеры и аккадцы обожали резьбу по кости Аравийского слона, который полностью перестал существовать в результате своей популярности. Поделки из кости нам удалось посмотреть. 

В музее широко представлена Ассирийская коллекция. Ассирия стала первой империей в мире. Существует с 880 по 700 годы до нашей эры. Ассирийцы стали великими воинами, приучив коней. Благодаря этому они захватили множество земель, отличались невероятной жестокостью - отрубали противнику носы, ступни ног. Знаменитые ассирийские божества - Шеду - человек + бык + орел представлены в залах музея. Знаменитая статуя Саргона со львенком. Впечатляет!

Раскопки ассирийского города Немруд - принесли большую часть экспонатов в коллекцию музея. Дальше идут залы, посвященные культуре Вавилонского государства, существовавшего 1200 лет до нашей эры. К этой эпохе относится Иштарский лев, охранявший богиню Иштар (к сожалению подлинник находится в Берлине). Иштар - название планеты Венера - богиня войны и секса. Сируш- уникальное вавилонское животное с головой змеи и хвостом скорпиона. Вавилон разрушил Ассирию! 

Вслед за Вавилоном, в Междуречье возвышается персидское царство Кира. Позже Междуречье завоевал Александр Македонский, не стал заморачиваться правлением сам, а передал земли своему другу. В результате чего образовались элиидские государства с греческой культурой. Наконец, наступил период Парфянского царства 200 г до н.э. - 100 нашей эры. Парфяне все время воевали с Римом. А в их культуре смешение греческого и персидского стилей.  Столица - город Хатра. 

Передвигаясь из зала в зал восхищались великолепными произведениями разных эпох и народов. Однако, дойдя до османских шедевров 7-го века остолбенели - люди этого периода снова начали ваять куколок на коняшках, которых может сделать обычный двух-трехлетний ребенок. Куда ушли навыки великих мастеров, формировавшиеся столетиями на земле Месопотамии? Как- будто цивилизация началась с самого нуля. 

Более подробно про музей удалось написать Ольге Прудченко. Она буквально сделала стенограмму с лекции Виктора Куликова, которую он провел в музее.

9 октября 2023 года. Иракский музей

         Музей был создан в 1923 г. Гертрудой Белл, которая столкнулась с вакуумом власти после распада Османской империи на территории Месопотамии. В 1918 г. после поражения Османской империи, правитель города, дворец которого мы посетили, исчез. К власти пришли арабские силы, воцарилась анархия. Постепенно коллекция пополнялась, и к настоящему времени она размещена в 28 залах по хронологическому принципу. В 2003 г музей был разграблен. Сейчас открыт вновь. Задолго до шумеров, 45 тыс.лет до нашей эры в Месопотамии появились первые культуры. Останки неандертальца были найдены недалеко от столицы Курдистана г. Эрбиля. На сегодняшний день это самый старый найденный человек. До сих пор остается неразгаданной роль неандертальца в формировании культур Шумеров и Элама. Их происхождение не известно.

        Дошумерская культура - культура Убейда - самая мощная культура каменного века. Она является базовой для всех археологов. Она первой изобрела гончарный станок и создала невероятную по красоте керамику, узнаваемую по рисунку стрел. Убейды создали первые города. До египтян и шумеров. Египетская цивилизация развивалась параллельно и отдельно, первые фараоны принадлежали к негроидной расе, шумеры их не знали. Шумеры появляются в 5-4 тысячелетии до н.э. молниеносно и ни откуда, что для того времени нехарактерно, покоряя убейдистскую культуру. В те времена все процессы происходили медленно. Главный город шумеров Урук, например, просуществовал 2,5 тыс. лет с одним и тем же населением в 60 тыс. чел. Это был город - муравейник, расположенный по кругу, напоминал соты. Особенностью таких городов было то, что они создавались полностью из глины. По шумерским представлениям они созданы богом из глины. У каждого города - свой бог. Боги постоянно воевали друг с другом. На самом высоком месте строился храм со статуей бога, который по представлениям шумеров был материален. Статую можно было кормить, общаться и совокупляться с ней. Наибольшей доблестью было захватить статую другого города.   Самой известной считается третья династия Ура.

   Движемся по залам. В музее представлены знаменитые шумерские статуэтки с неповторимыми широко открытыми глазами. К сожалению сам шумерский зал был закрыт, и мы не увидели знаменитую леди Варки (леди Урука), скульптуры, изображающей женскую голову, найденную рядом с Уруком. Это самое древнее изображение женщины в мире. 3800 л до н.э. Зал, где представлено так называемое исламское барокко с фруктами и цветами на фасаде мечети, михраб, объемная   плитка- уникальный пример подпитки исламом другой культуры.  Город Мосол. К сожалению, это все, что осталось. Город разрушен.

 Изучили багдадскую звезду - вытянутую шестиконечную. Восхитились каменной резьбой мечети 12-13 веков, напоминающую венецианские палаццо. Путаясь в нестройном порядке залов, набрели на ассирийский зал. 2,5 тыс.лет до н.э. возник город Ашшур, который был частью аккадских территорий. Он уже существовал, когда Саргон, который привел семитов с гор Финикии, захватил северные районы Междуречья и южные шумерские города, провозгласил себя царем Шумер и Аккада. Жители города, в отличие от окружавших их земледельцев, занимались торговлей.

 После Убейда, затем шумеров, завоевания шумеров амареями, Саргон создает свое царство, после падения которого возвышается царство Вавилона. Старое вавилонское царство существует до 12 века до н.э. (Это за 4 века до Одиссия). В это время начинается эпоха народов моря, появившихся ни откуда, некоторые считают, что это первое появление на исторической арене индоевропейцев. Заканчивается бронзовый век. На смену богам приходят герои, такие как Ахилл и Гектор. У народов моря не было городов и культуры, но они были лучше вооружены, настал век железа. Процесс шел столетия. Возникновение Ассирии - последняя вспышка старого мифологического   мира. Ашшур сумел приблизительно в 10 в до н.э. создать ассирийское царство, объединив колоссальные территории вокруг 3 главных городов -Ашшура, Ниневии, Нимруда. 

  Параллельно существовал и старый Вавилон, который постепенно перешел под контроль ассирийцев, став рядовым городом на территориях Ассирии. Бог Мардук, наиважнейший для Вавилона был поставлен ниже Ашшура. По поводу возникновения вавилонской башни есть теория, что строительство ее связано с шумерским г.  Лагашем. Во времена царствия там Нимруда, который пришел к мысли о возвышении человека, его индивидуальности, была построена башня как символ возвышения с целью достичь неба. Вся жизнь человека того времени была подчинена служению, жизни в общине, индивидуальности не было, это были люди - муравьи. Таким образом строительство башни было попыткой вырваться из этого самосознания и достичь неба, где обитали боги. 

  С другой стороны, на территории Вавилона есть место, где якобы когда- то стояла башня. Главное преимущество ассирийцев было в использовании лошадей. Они в 7-8 в. До н.э. захватили многие территории, дойдя до Египта, разбили хеттское царство, завоевали среднюю Азию, всю полосу средиземного моря, Урарту, отличаясь невероятной жестокостью. Во времена Ассирии было три статуса захваченных городов. Первые полностью принимали ассирийское правление, вторые, не признававшие правление Ассирии, подавлялись и облагались огромными налогами, граждане должны были носить определенные знаки, чтобы их можно было опознать. Третьи, отличавшиеся особым сопротивлением, уничтожались или несли постоянную кару. Мужчин убивали, женщин отправляли в рабство. В музее много изображений приношения даров ассирийским правителям.

   Раскопки Нимруда дали огромные богатства музею. В 9-6 в до н.э. Нимруд создали потрясающую культуру, неповторимый образ той эпохи - ассирийские львы, шеду - существо с телом быка или льва с человеческой головой и крыльями орла. Найдена огромная коллекция ювелирных украшений, тысячи экземпляров. Ювелиры всего мира повторяют их совершенные формы. В 2015 г город Нимруд был взорван и полностью уничтожен группировками ИГИЛ. У статуй появляется ассирийская борода и закрученные усы - признак царствования. В музее представлена часть стены Дворца Саргона II. В Дур - Шаррукене (ныне Хорсабад), у ворот стоят Шеду. Самое знаменитое изображение Саргона II с львенком находится в Лувре.

В музее много барельефов, изображающих ассирийских всадников, колесниц, запряженных шеду, подношение даров, поклонение ассирийскому ангелу, чаша с львиными головами. Большинство статуй, Шеду были покрыты яркой цветной глазурью. В Вавилоне был бог Набу, сын Мардука, бог писцов, каллиграфов, мудрости, учености. Он писал скрижали судьбы. Вавилоняне считали, что жизнь каждого предначертана, что жрецы, выпив особое снадобье, могут написать путь человека, совершив определенные обряды. Прочитать их можно, улавливая некие знаки. Цари всех городов, а также ассирийские правители приезжали в Вавилон узнать свою судьбу, почему он и имел в те времена особое значение.

  В музее бог Набу стоит в приветственном жесте, символизируя объединение всех богов. В зале, посвященном ассирийской культуре, встречается символ, связанный с   зороастризмом - изображение бога Ахура Мазды в виде солнечного диска говорит о связи учения с Ассирией. Считается, что Заратустра жил в Ассирийскую эпоху, был пророком при Ассирийских царях, несмотря на то, что прародителями учения считаются иранские племена. Один из самых известных памятников античности- конусообразная стелла с Законами Хаммурапи, клинописная надпись на аккадийском языке. Приблизительно 1700-1600 гг. до н.э. Царь Хаммурапи создал один из самых жестоких сводов законов в истории человечества. За любое, порой не самое большое правонарушение предполагалось более 60 видов наказаний. В том или ином виде такой кодекс просуществовал до Александра Македонского. Хаммурапи удалось в основном отойти от кровной мести. Все штрафы и пошлины, предписанные этим законом, впервые шли не пострадавшей стороне, а в пользу государства. Это первый гражданский и уголовный кодексы.

    Обсуждаем это мы в аккадском зале, вернувшись назад, в период между шумерами и ассирийским периодом. 2-е тысячелетие до н.э. Аккадское царство было создано Саргоном и Хаммурапи на севере, где смешались шумерские и семитская традиции аккадов. Главным городом постепенно становится Вавилон с культом Мардука. Города аккадские были небольшие с наслоением около 1,5 тыс. человек, окруженные крепостной стеной. Вокруг были ячменные поля, финиковые пальмы, из плодов которой люди делали сладкую брагу. Главное здание - храм, над городом нависает статуя бога, которому поклоняются, кормят два раза в день. Вокруг - храмовое жречество и храмовая проституция.  Все жители города исполняют воинскую обязанность. 

   Вавилон населяли 60-80 тыс. человек. Это был первый мегаполис в истории. Города активно торговали друг с другом, был организован точный учет.  Создавались целые каменные картотеки. В музее хранятся бирки из камня, печати с вырезанными знаками, которые ставились на товары, на чеки. Переходя в следующий зал, мы увидели баннер с изображением леди Варки - это статуя женской маски. Рядом знаменитая ваза Варка (Урукская ваза), найденная в развалинах Урука 3200-3000 гг. до н. э. Она была украдена во время разграбления музея 2003 г, а затем возвращена неизвестными. Это древнейшая ваза, рассказывающая непосредственно о жизни, здесь и натуралистические компоненты жизни:

-  растения: финиковая пальма, пшеница, ячмень, и вода;
- животные -  бараны, овцы;
- жрецы, несущие подношения в корзинах.

    В следующем зале – Айвори - холл с многочисленными изделиями, в том числе мельчайшими, с тончайшей резьбой по кости. Кость ныне несуществующего животного - аравийского или североафриканского слона. Это средний слон между африканским и индийским слонами. На них охотились, нещадно уничтожая из- за слоновые кости.          Дальше мы видим львов богини Иштар. Оригинал статуи самой богини в Берлине. В Вавилон эта богиня пришла от шумеров, для которых она символизировала планету Венеру. Издавна она стала богиней войны и секса. Лев, как символ красоты и силы, соответствовал такой богине и стал ее сопровождать. Венера и Афродита — это переработка Иштар греками и римлянами.

   Главное мифическое существо вавилонской мифологии - Сирруш - грифон, дракон, с хвостом скорпиона- спутник и охрана бога Мардука, порождение Тиамат. Зал Хатры. Ассирию разрушили мидийцы, напавшие снаружи и вавилоняне, поднявшие восстание внутри. Начался период Нового Вавилонского царства, время Халдейской династии. Позже Вавилон был захвачен Киром, персами, объединившимися с мидийским королем (6 в до н.э.). Начинается эпоха персидского царства. Затем греки, Александр Македонский захватывает Персию и Междуречье. Правление в Междуречье отдается полководцу Александра Македонского Селевку, который создает город Селевкия (по аналогии Александр - Александрия). В дальнейшем, после смерти Македонского, Селевк создает свое собственное царство и династию Селевкидов. Этот период называется периодом Эллинизма, когда эллины - греки приносят с собой греческие традиции. В дальнейшем греческие территории были захвачены Римской империей. Селивкиды, подняв восстание создают Парфянское царство, опираясь на персов (около 250 гг. до н. э.). Лидирующую роль в Парфянском царстве (3 в до н.э.- 2 в н.э.) играла династия Пехлеви. Династия иранских шахов 20-го века присвоила это имя себе. 

    Пехлеви - были иранские правители с греческой атрибутикой и эстетикой. Это многим не нравилось, и удавшееся восстание династии Сасанидов восстановило и возродило традиции династии Дария и Кира, введя вновь бороды, вернувшись к своим корням и ликвидировав эстетику Гераклов и Ахиллов. Арабы прекратили правление Сасанидов в битве при Кадисе. Вернемся к Парфянскому царству. Внутри него был автономный город Хатра, в ходе раскопок которого было найдено много скульптур, сочетающих греческий и восточный стили. В таком стиле выполнена статуя царя Синатрука (1-2 век до н.э.). Главная фигура Парфии - Геракл, скульптуры которого находятся в зале Парфии. Здесь вообще много абсолютно греческих по стилю скульптур. Цитата от Виктора «Иранцы, косившие под греков». 

   Поразил исламский зал - примитивные фигурки 8-го века н.э. резко контрастировали с тончайшей работой. В зале, посвященном периоду расцвета Багдада, Виктор рассказал об Алладине, оказавшемся китайцем.  Эта история не вошла в книгу Шахерезады «1001 ночь», и не встречалась в других персидских историях и сказках, записанных персами при дворах, т.к. была рассказана голландским путешественником лишь в 18-м веке. В те времена влияние Китая и китайского искусства на Багдад было весьма высоким. Мы увидели удивительные картинки, изображающие сценки багдадской жизни в китайском стиле. В том числе сцены виночерпия, мужской любви, что удивило, учитывая влияние в 8-м веке ислама. Порох и бумага появились здесь значительно раньше Европы. Впервые бумага, изобретенная в Китае, нашла здесь практическое применение в качестве финансовых документов: грамот, векселей, чеков.       

После музея выдвигаемся в Вавилон и прибываем в легендарный город, о котором знаем только из песен Бориса Гребенщикова, лишь к 15.00. Город стоит на реке Евфрат. Когда-то в Вавилоне проживало до 80000 человек - это был самый большой город в мире. Центр торговли между Шумером и Аккадом, между южной и центральной Месопотамией. Мы входим в археологический парк, расположенный на месте древнего города через ворота богини Войны и Любви - Иштар. Когда-то здесь находились Вавилонская башня и Висячие сады Семирамиды, о которых мы знаем, как о чудесах света еще со школы. Сегодня впечатление производят только ворота. Древних развалин почти не осталось. Вместо них ряды современной кирпичной кладки. Представить каким был фантастический город абсолютно невозможно. Но, глава Ирака, Саддам Хусейн представлял, что реставрация должна выглядеть именно так. Именно такой вид ему хотелось видеть с террасы своего дворца, расположившегося на насыпном холме прямо над Древним Вавилоном!  

Саддам Хусейн Альмаджид. Кем был его отец, никто не знал. Рос в семьи дяди. Дядя попал в тюрьму как участник партии Баас. Становится активистом партии и мальчик. Революцию возглавляет Анфляк, который в последствии становится главой государства, а Саддам Хусейн при нем возглавляет службу безопасности. Быстро его популярность растет. Именно он выстраивает систему социальных гарантий населения - образование, здравоохранение. Мы подъезжаем к дворцу Саддама Хусейна. Прекрасное здание сильно пострадало после свержения хозяина - выбиты окна и двери, стены расписано граффити. В отличном состоянии остались фантазийные потолки и мраморные полы. А какие виды! С одной стороны развалины древнего Вавилона, с другой раскинулся величественный Евфрат! Красота не земная! Уже в темноте прибываем в Кербелу - один из главных шиитских городов Ирака. 

В 680 году, после битвы при Кербеле, мусульмане разделились на суннитов и шиитов. Почему? Напоминаю. Пророк Мухаммед умер в 632 году в Медине и не оставил наследников и завещания. При жизни он говорил, что видит своим приемником Али своего друга, ученика и мужа любимой дочери Фатимы. Кстати, эта пара подарила пророку двух внуков - Хасана и Хусейна. Именно Мухаммед дал детям эти имена. Однако, после смерти Мухаммеда начались интриги, благодаря которым первым халифом стал друг, финансист и свёкр Мухаммеда Абу-Бакр (папа верблюда), за ним Умар, Усман и наконец дошла очередь до Али. Однако, были люди из близкого окружения Мухаммеда, кто не мог смириться с выдвижением на первые позиции Али. Прежде всего последняя жена пророка Аиша. Она интриговала, устраивала стычки и сражения. За ней стоял полководец Муавия. Вероятно, поэтому Али перенес столицу Халифата в Куфу. 

Али на поле боя смог доказать свою силу и право на правление халифатом. Однако, не добил проигравших врагов, а отпустил с миром. Этим остались недовольны уже сторонники Али -  Хариджиты. Али ибн Абу Талиб, четвёртый праведный халиф был смертельно ранен ударом меча по голове, который ему нанёс хариджит Абдуррахман ибн Мулджам 26 января 661 года в Великой мечетиruen эль-Куфы, и через два дня, 28 января 661 года, скончался от ран, после чего старший сын халифа Хасан ибн Али казнил Ибн Мулджама по завещанию отца в отместку за совершённое им действие. Али хотел, чтобы его приемником стал сын Хасан. Но тут объявился Муавия. Чтобы не было Гражданской войны Хасан и Муавиа договорились, что правителем будет Муавиа, но по наследству власть передаваться не будет. 

Однако, Хасана отравили «добрые люди». Приблизительно в это время умер Муавия и после него власть взял сын Муавии - Язид. Он понимал, что по договоренности править халифатом должен второй внук Мухаммеда Хусейн. Чтобы этого не произошло, он пошел войной на Хусейна прямого потомка пророка Мухаммеда. Хусейн не был воином, у него не было войска и охраны. Он смог выставить против Язида только 80 своих родственников от мала до велика. Хусейн отважно сражался, но силы были слишком неравны. В этом сражении почти все прямые потомки Мухаммеда были убиты! Уцелел только один больной мальчик Али. Его шииты и выбрали своим следующим имамом.

Шииты считают Кербелу одним из своих самых священных городов после Мекки, Медины, Иерусалима и Эн-Наджафа, потому что здесь в 680 году в ходе Кербельской битвы солдатами Язида ибн Муавии был обезглавлен имам Хусейн, сын Али и внук пророка Мухаммеда. Размещаемся в отличном отеле. После багдадского, просто сказка! Переодеваемся в абаи и отправляемся знакомиться с грандиозным комплексом святыни, где захоронены Хасан и Хусейн - два внука пророка Мухаммеда.  Шииты сравнивают страдания Хусейна с крестным путем Христа. Паломников очень много. К захоронению можно подойти как из мужской, так и из женской части мечети. Есть женщины, которые бросаются на решетку, за которой находятся гробницы, прикладывают какие-то вещи. Служащие отгоняют особо неистовых палочкой с перьями. Другие женщины тихо сидят на некотором расстоянии от решетки, читают Коран, плачут. Украшена мечеть исключительно богато - золото, драгоценные камни, мозаика из зеркал! Полное великолепие! Совершенно невозможно не фотографировать.

10.10.2023 года.

Утром переезжаем в Аль-Наджаф. Размещаемся в прекрасном отеле Royal Eagle, опять одеваем абаю. Наджаф. Третий паломнический центр мусульман.  Али погиб в Куфе. Хоронили четвертого великого халифа тайно и достаточно долго никто не знал где его могила. Нашли тело в пещере Наджафа. Вокруг построили мавзолей и вот уже более 1300 лет паломники со всего света едут поклониться мощам Али Талиба. 

Пишет Сергей Шелков.

Сегодня во вторник, после ночного посещения шиитской святыни, наша группа, наполненная яркими впечатлениями от красоты мечети, вернувшись в полночь, и немного разбавив эти впечатления, заранее припасенными в шиитском магазине Багдада запасами виски и пива, в номерах (т. к. в Кербелле действует сухой закон) на удивление вся была в бодром состоянии духа на завтраке. Женской части группы настоятельно рекомендовали покрывать голову, и облачиться в абаи. 

Сейчас мы, компактно погрузившись в наш микроавтобус, двинулись на посещение следующей шиитской святыни. В 100 км от Багдада находится город Кербела. В Кербеле   находится захоронение имама аль-Хусейна (сына Али, внука пророка Мухаммеда), и двоюродного брата Хусейна (Аббаса), павших в борьбе против омейядского халифа Язида ибн Муавия. В 680 году произошло сражение, память о котором сих пор жива среди шиитов. Войска Язида окружили небольшой отряд, сопровождавший претендента на халифский престол аль-Хусейна. Получив несколько ранений аль-Хусейн пал на поле битвы, почти весь его отряд был уничтожен. После этого образуется устойчивый раскол в мусульманском мире между шиитами и суннитами. 

Далее, мы выдвинулись в главный шиитский центр мира - Наджаф (3-е паломническое место в мире, после Мекки и Медины). Это место посещают даже сунниты и для них есть отдельные места для размещения. После смерти Али, над его могилой насыпали большой холм. В дальнейшем, вокруг гробницы Али возник город Наджаф (что в переводе означает «холм», «бугор»), ставший с тех пор одним из крупнейших центров шиизма. Красота и великолепие, возведенной мечети, впечатляют! Роскошь и богатство видны издалека, т к мечети находиться на возвышенности, два минарета и купол покрыты золотом, переливаются своим блеском. На куполе расположена рука («хамса»), символизирующая амулет от сглаза.  Еще «хамсу» называют «рука Фатимы» с отсылкой к легенде о младшей дочери пророка Мухаммеда, которая очень любила своего мужа. А пять пальцев амулета — это пять членов семьи пророка - большой палец Мухаммед, указательный Фатима, средний Али, безымянный Хасан, мизинец Хусейн; или пять столпов ислама: вера, пост, паломничество, молитва, благотворительность.

В центре двора расположен мавзолей халифа Али. В купольном зале с потолком, инкрустированным перламутром, стоит большое надгробие, огороженное со всех сторон серебряной решеткой. Стены мавзолея до половины облицованы мрамором. Золото здесь можно видеть везде.  Мерцает и переливается позолоченный потолок. Великолепие и тонкая работа тяжелых золотых дверей входа в усыпальницу впечатляет. В самой мечети чувствуется потрясающая энергетика, при достаточно большом количестве людей, нет суеты, спокойствие и умиротворенность способствуют замедлению внутренних часов в теле, и зарядке позитивным настроением! 

Далее мы посетили "Ади Аб Салам" - кладбище мира.  Это культовое место в центре города действует более 1400 лет, с момента убийства самого первого мусульманина на планете - Али. Чьи мощи находятся рядом в мечети, которую мы посещали ранее. Поднявшись на многоэтажную парковку, мы смогли увидеть масштаб кладбища с высоты птичьего полёта. Говорят, что на кладбище мира появляется скрытый Имам Аль Махди. Размеры кладбища впечатляют, более 6 квадратных километров.  В центре кладбища вооружён гигантский флаг. На нем покоится более 5 миллионов, усопших за почти 1,5 тысячи лет. Каждый день здесь продолжаются захоронения. Многие мусульмане стремятся быть захороненными здесь или похоронить своих близких, но далеко не у всех имеется такая возможность.

Ближе к вечеру переезжаем в Куфу, которая находится в 15 километрах от Наджафа. Небольшая поездка и мы у стен древнего города…Еще одно священное для мусульман место - древний город, дом Али, место его смертельного ранения. Великая мечеть Куфы - 7 века, одна из самых древних мечетей мира. Это родина куфического шрифта, которым написаны первые Кораны. Город был основанная в 636 году. В 656 году Али Талиб, ставший великим халифом, делает Куфу центром Халифата. Али очень любим в шиитском мире. Говорят, что он родился в Кабе, он был всегда неразлучен с Мухаммедом, не раз спасал Мухаммеду жизнь. Он был мужем любимой дочери Мухаммеда и отцом его родных внуков. В 9 веке город был опустошен нашествием карматов. В Средневековье городок считался непривлекательным. Но стал стремительно расти после 2-й мировой войны. Здесь был создан шиитский университет, который стал главной базой подготовки шиитских мудрецов.

Пишет Елена Жукова.

Только здесь, наконец, разобралась с великими имамами шиитского мира!

    1. Али ибн Абу Талиб, четвёртый праведный халиф суннитов становится у шиитов первым великим имамом.
    2. Хасан – сын Али ибн Талиба, старший внук пророка Мухаммеда.
    3. Хусейн сын Али ибн Талиба, второй внук пророка Мухаммеда.
    4. Али Обедин – сын Хусейна, правнук пророка Мухаммеда. Уехал из Куфы в Медину и женился на дочке Хасана на своей двоюродной сестре. 
    5. Альбакир - мама и папа внуки Мухаммеда. Занимались сбором хадисов. Похоронены в Медине. 
    6. Садик – сын Альбакира.
    7. Газим - сын Садика
    8. У Газима родился Риза и Фатима. Риза систематизировал Ислам, Фатима ему помогала. Гробница Ризы находится в городе Мешхед. Риза - это Иракский Сергий Радонежский, а Фатима почитается у шиитов на уровне почитания у христиан Богородицы.
    9. Сын Ризы.
    10. Аль- Хади 
    11. Аскари (помните, что его привезли в Самарру и там он сидел в тюрьме).
    12. И наконец, Аль Махди, сын Аскари, который таинственным образом исчез и пришествия которого постоянно ожидает шиитский мир.

Возможно я где-то ошибаюсь, но именно так я поняла хронологию. Ночуем в Наджафе.

11.10.2023 года.

Сегодня огромный перегон почти в 300 километров. Становится еще жарче. За окном 39 градусов. По дороге блок - посты. Сегодня проверяют как никогда тщательно. Километрах в ста от Наджафа остановили минут на 40. Долго куда-то звонили, переговаривались, проверяли паспорта. Мы тихонько сидели в автобусе. Едем по голой пустыне. Виктор говорит, что во времена шумеров здесь был сплошной оазис, шумерские города стояли на берегу Персидского залива. Потом произошло изменение климата. Сначала пришла большая вода и залила шумерские поселения. Люди несколько лет жили на воде и не могли выращивать свой любимый ячмень. Ослабли и в это время их начали завоевывать племена Аккадо с севера. Сегодня здесь голая пустыня.

Наконец перед нами город Ур. Предположительно ему более 4000 лет. Это шумерский город. Третья династия Ура - государство рабов. Инанд + его сын Шульга создали третью династию Ура, создали города и законы. Это первое тоталитарное государство на планете. Шумер — «первая цивилизация на Земле», здесь и началась история. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг и даже пивоварение. На шумерском языке созданы древнейшие достоверно читаемые надписи из Месопотамии.

Ур - родина Авраама, город бога Энки. С 3-го тысячелетия до н. э. Ур был одним из крупнейших центров шумерской цивилизации. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселённым городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшения. Храмы, зиккурат, некрополь времени I династии, в том числе 16 так называемых царских гробниц — каменных склепов с дромосами; человеческие жертвоприношения (до 74 человек), колесницы, оружие, драгоценная утварь и др. Оборонительные стены, гавани, зиккурат, храмы, дворец, мавзолей, надписи, клинописный архив, каменная скульптура, цилиндрические печати и др. периода 3-й династии.

Главная достопримечательность - Великий зиккурат Ура, самый красивый в мире, по своему значению сравнимый в египетские пирамиды. В межвоенный период руины Ура были детально исследованы англо-американской экспедицией во главе с Леонардом Вулли. Среди находок Вулли, прогремевших на весь мир, — гробница царицы Шубад, штандарт войны и мира с древнейшими изображениями боевых колесниц и урские арфы — первые известные учёным струнные музыкальные инструменты. Под руководством Вулли был освобождён от тысячелетних заносов величественный зиккурат в Уре. Впечатление от зиккурата потрясающее! Здесь Виктор рассказывает шумерский миф создания земли.  Энлиль - верховный бог шумеров влюбился в Нему. Боги жили, радовались, размножались, пока Энлиль не разрубил гору на две части и образовались земля и небо.  Ну как-то так. А мы двигаемся дальше. Ночуем в городе Насирия в отеле на берегу Евфрата.

12.10.2023 года.

Утром + 42. Караул. И всё же мы отправляемся по перекопанным дорожкам к храму звездочетов. Мандеи- звездочеты или звездопоклонники. Эти люди по сей день говорят на арамейском языке, на котором говорил Иисус Христос. Молятся они пророку Иоану Крестителю, который в свое время имел множество последователей. Он говорил, что придет миссия. Но Христа его последователи в качестве миссии не приняли, они признают его только учеником Иоана Крестителя. Они не признают Авраама и Моисея. Но признают Ноя. Они выходят ночью на берег реки, ждут Большую Медведицу и начинают омовение. У них много своих книг. У них не так много запретов. У них есть свой квартал - Суббота. Это не большая религия, но совершенно отдельная. Ее приверженцы всегда жили в дельте Тигра и Евфрата - мирные, работящие. Много веков не имели проблем, пока не появился Игил, который хотел их уничтожить. Народ обратился к шведам и те приняли в 2007 году 85000 человек, где они проживают и по сей день.

Голая пустыня постепенно сменяется зеленой растительностью. Мы попадаем в страну болотных арабов со столицей у города Чибайш. Раньше здесь были заросли тростника, между ними проходили каналы. А сейчас буйволы ходят среди песка и пожухлых растений. Все случилось в период правления Саддама Хусейна. Болотные арабы были не слишком лояльны к его власти, и правитель решил наказать непокорных, осушив болота, где народ проживал веками. Вода начала уходить, а вместе с ней тысячам людей пришлось покинуть родные места, поскольку пропала возможность заниматься привычным промыслом. Однако, до сих пор часть болот осталась. Люди здесь живут в мудияфах – строениях, сплетенных из тростника. Выглядят они очень красиво! Большая часть группы решает поплавать по каналам на лодках, посмотреть на окрестности из глубины болот. Плаваем по каналам, кое-где встречаем болотных буйволов, а потом пьем замечательный иракский чай в сидя на полу мудияфа. Невероятная экзотика. Конечно хотели отведать национальное блюдо – масруф – иракского жареного карпа. Но оказалось, что готовится он около полутора часов. Ожидать не хотелось. Трапезу решили перенести в Басру, в которую мы и направляемся.

Басра второй по значению город Ирака. Самое жаркое место на земле. Главный Иракский порт. По дороге останавливаемся в месте, где сливаются две великих реки – Тигр и Евфрат. При шумерах здесь было море - лагуны. А сегодня место, мягко говоря, не туристическое – рытвины, ухабы, мусор…Тигр и Евфрат сливаются вместе. Сюда бежали люди от гонений. Образовались болотные арабы. Они стали жить по подобию Саудовской Аравии. У них есть племена и касты. У каждого племени свой шейх. У них до сих пор существует понятие кровной мести. Хотя они в основном стали шиитами. Они не соблюдали чужие законы, всегда жили автономно. Жили за счет добычи рыбы и занимались болотным скотоводством. Разводят буйволов, за которыми кочуют. Саддам Хусейн начал осушать болота и практически лишил болотных арабов средств к существованию. Они поднимали восстания, но их жестоко подавляли.  

Город Эктурна. Здесь заканчивается Междуречье - Тигр и Евфрат соединяются и дальше течёт, и впадает в Персидский залив река Шат-аль-Араб. Ее длина всего 190 километров. До слияния длина Тигра 1900 км, Евфрата 2700 км. Удивительно, что соединяются две совсем не широкие реки! Виктор объясняет это тем, что на таком большом расстоянии в них не впадает ни одной реки. Вторая причина в том, что значительную часть воды забирает Турция, на территории которой находятся истоки двух великих рек. Конечно, здесь мы делаем фото с флагом Золотого клуба. Довольны!

В Бастру добираемся к закату солнца. Здесь проживает 1.5 млн человек. Город обосновал Умаром - 2-м великим халифом! Гуляем по великолепной современной набережной, любуемся закатом. В ресторане заказываем тот самый масруф – иракского жареного карпа. Звучит красиво, а на самом деле сильно пережаренная на открытом огне рыба с невероятным количеством костей. Не понравилось!К сожалению, город совсем не видели. Но судя по набережной, он должен быть красивым и чистым. Уже в полной темноте садимся в автобус и отправляемся к месту нашей ночевки. Ехали долго. Виктор рассказал много всего интересного.

Интереснейший рассказ про «Феномен мировой истории» мне бы хотелось здесь передать.

В период Римской империи люди поклонялись не богам, а императорам - строили Базилики в их честь. Константин и его мать Елена принимают христианство. И они передают христианам все базилики римской империи. А дальше удивительное. Сирийская церковь - Несторианство. Архиепископ Несто́рий в середине пятого века нашей эры возглавил борьбу с еретиками и на третьем соборе возглавил Византийскую церковь в Константинополе. Он неожиданно принял идею двойной природы Христа - идею дуализма. Христос стал богом. У него были черты человеческие и потом божественные. Он говорит, что Дева Мария не богородица, она «Богоприемница». А Христа потом благословил бог. Практически во всех странах богословы возмутились. И Несторию пришлось бежать в Персию. Принимали беглых христиан хорошо. И христианство вышло на второе место после зороастризма. Они даже построили монастыри в Китае и Манчжурии. Они создали религию альтернативную римской. Мухаммед посещал Несторианские монастыри. Когда Мухаммед захватил часть Персии, Несторианским монастырям он дал охранные грамоты. При арабском Халифате первые сто лет они чувствовали себя прекрасно. 

В 1248 году наступил конец династии Аббасидов - желтый крестовый поход монголов. Разгромили Багдад. За этим, говорят, стояли китайские Несторианские священники. Но в средневековье на них начались гонения. И, тем не менее их было очень много до 20 века. Часть из них бежала в Россию. Но до сих пор они остались в Ираке и Турции. 

И еще про Патриархаты христианской православной церкви: Сколько патриархатов в Православии? Виктор назвал нам 5, а в интернете пишут, что во вселенском Православии насчитывается 15 православных церквей.

1.Константинопольский патриархат. Имеет статус №1 среди православных церквей, т.к. ее история начинается с 1054г. Паства этого патриархата очень немногочисленна, часть ее находится в США и Канаде.

2. Александрийский патриархат. По преданию, этот патриархат был основан Апостолом Марком, в этом патриархате официально появилось монашество, в 3 веке. Каноническая территория - Африка.

3. Антиохийский патриархат. Третий по старшинству, по преданию основан Апостолами Петром и Павлом, каноническая территория: вся Аравия, Ирак, Кувейт, Ливан, Сирия, также под юрисдикцией патриархата арабские приходы в Европе, Сев. и Юж. Америке, Австралии.

4. Иерусалимский патриархат. Занимает 4-е место, по преданию основан Апостолом Иаковом.

5. Русский патриархат. Несмотря на то, что не самый старейший, сразу получил 5-е место, из-за своей многочисленности. Самый крупный и влиятельный патриархат.

6. Грузинский патриархат. Один из старейших в мире, по преданию является жребием Божией матери.

7. Сербский патриархат. Начинает свою историю с 610г.

8. Румынский патриархат. Каноническая территория - Румыния. Имеет государственный статус, жалованье духовенству выплачивается из казны государства.

9. Болгарский патриархат. Начинает свою историю с 865г.

10. Кипрский патриархат. 10 место, основан Апостолом Варнавой.

11. Элладский (греческий) патриархат. Провозглашен в 1833г., первым главой был король, также имеет государственный статус.

12. Албанский патриархат. Каноническая территория - южная Албания, независимый статус получен в 1937г.

13. Польский патриархат. Основан в 1948г.

14. Патриархат Чешских земель и Словакии. Основан равноапостольными Кириллом и Мефодием в 863г.

15. Американский патриархат. Его не признает Константинопольский патриархат и некоторые другие, основан в 1794г. монахами Валаамского монастыря в частности - Германом Аляскинским.

После такого глубокого рассказа о православии очень захотелось больше узнать о нашей родной религии. А кто лучше Виктора Куликова может об это рассказать? Надо ехать к нему в Ярославль! Решено! Ночуем в городе Насирия в отеле на берегу Евфрата.

13.10.2023 года.

Возвращаемся из Ниневии в Багдад. Сегодня проедем 350 километров. Опять жара выше 40 градусов. За окном пустыня. Дорога отличная и даже на выезде на блок - посте нас не остановили. Видимо, мы уже примелькались. Столица сасонитского Ирана Косифон. Город основан в 622 году. 

Пишет Алешинская Наталья.

Мы приехали в какой-то ныне заштатный населенный пункт Ирака. Когда-то это был величественный Ктесифон  — один из крупнейших городов поздней античности, располагался примерно в 32 км от современного Багдада ниже по течению Тигра и занимал площадь 30 км². Во II—VII вв. Ктесифон служил столицей Парфянского царства, а затем — царства Сасанидов. Ктесифон являлся главным городом столичной провинции Сасанидов. Мы долго нарезали круги на нашем автобусе, наконец выгрузились и пошли в сторону раздолбанного строения, напоминавшего толи дом культуры, толи крематорий. Оказалось, это музей, построенный Саддамом Хусейном (как он любит) в форме зиккурата. Музей был посвящен битве при Кадиси. Рядом раздолбанные билетные кассы, сувенирные магазинчики, парковка. Когда-то было дорого-богато. Но, здесь шли бои… теперь это наследие не знают, как оприходовать. Слишком мало времени прошло со времен Саддама Хусейна, и страна пока не сформировала общественное мнение на сей предмет. А пока суть да дело, здесь резвится местная молодёжь.

Город Упи, расположенный в начале «царского канала» между Тигром и Евфратом в XIV веке до н. э. был столицей одной из провинций Вавилонского царства. Некто Навуходоносор второй отсюда начал строительство стены, призванной отгородить его владения от мидян. В древнегреческих текстах название города передавалось как Опис. В 539 г. до н. э. в битве под Описом персидский царь Кир сокрушил Нововавилонскую державу Набонида. При Александре Македонском в Описе бунтовали расквартированные там македонские войска. После распада державы Александра один из его генералов, Селевк Никатор, основал в 305 до н. э. на противоположном берегу Тигра древний македонский город Селевкия; вместе их часто называют общим именем Селевкия-Ктесифон.

В 144 году до н. э. Митридат 1 Парфянский захватил Месопотамию и перенёс столицу Парфии в Экбатаны. Опис же стал зимней резиденцией Арсакидов. В начале II века Опис был переименован в Ктесифон. Он стал малой (региональной) столицей и одним из важнейших городов Парфии, что сделало его целью римских атак. В 116 году его взял Траян, но уже в 117 году Адриан был вынужден вернуть город Парфии. В 164 году полководец Авидий Кассий вновь захватил город, но оставил его по условиям мирного договора. Наконец, в 197 году Септимий Север разорил Ктесифон и продал как минимум 100 000 его жителей в рабство. В III веке Ктесифон становится главным центром Сиро-персидской церкви. В 295 году, уже при Сасанидах, римский император Галерий был разбит в районе Ктесифона, однако уже в следующем году вернулся с новой армией, взял город и в 298 году обменял его на Армению. В 363 у стен Ктесифона погиб император Юлиан. В 627 году византийский император Ираклий осадил город и отступил только после подписания персами мира на его условиях.

В конце VI и начале VII веков Ктесифон оспаривал у Константинополя и Чанъаня право считаться самым большим городом мира. В 637 году он был захвачен арабами. Хотя население от завоевания практически не пострадало, значение города быстро сошло на нет, особенно после основания Багдада в VIII веке. На руинах Ктесифона в ноябре 1915 года произошла битва между турецкой и британской армиями. Британцы, двигаясь к Багдаду, потерпели поражение, были отброшены более чем на 60 км назад, после чего попали в окружение и сдались в плен. Впрочем, это, так сказать, историческая справка. Правда не мало впечатляющая. Но! Само место и дворец, точнее его величественные руины впечатляют еще больше, чем даты и имена, пусть и великих полководцев. Битва при Кадисии (ей собственно был посвящен музей, который раздолбали во время последней войны) — решающее сражение между арабами-мусульманами и армией государства Сасанидов во время арабского завоевания Ирана.

Кстати, до посещения этих замечательных стран Иран и Ирак, я их часто путала и плохо представляла разницу. О! Как я ошибалась! Здесь всё так интересно! Ну, да ладно! Численность персидских войск оценивалась приблизительно в 40 тыс. воинов; мощь персидской армии усиливали 33 боевых слона. Командовал Сасанидскими войсками испехбед Хорасана Рустам. Со стороны арабов ему противостояли 30 тыс. воинов под командованием Саада ибн Абу Ваккаса. 

В 633 году арабы начали войну с Персией вторжением в Ирак. В течение двух следующих лет арабы сумели нанести персам ряд поражений - при переправе через Евфрат, при Уллаисе, при Бувайбе (боже, что-то еще помню со школьных времен), потерпев лишь одно поражение — в так называемой битве у моста, на берегу Евфрата, в конце 634 года. Персам стало очевидно, что арабскую угрозу нельзя недооценивать. Иранский полководец Рустам, бывший фактическим хозяином положения в Ктесифоне при несовершеннолетнем правителе государства Йездигерде 3, велел собрать ополчение из всех областей Персии. На это потребовался год. Затем армия во главе с Рустамом выдвинулась в район действий арабов и в итоге стала лагерем у Кадисии. В течение двух (по другим источникам — четырёх) месяцев ни одна из армий не решалась начинать сражения. Рустам, по всей видимости, надеялся откупиться от арабов, и лишь когда он осознал невозможность этого, он начал сражение. Само сражение было очень ожесточённым и длилось 4 дня. Не буду описывать каждого павшего воина с обеих сторон. Просто даже диктофон не в состоянии вместить всю ту информацию, которой так виртуозно владеет Виктор Куликов. Как мы горды, что путешествуем с этим замечательным человеком, кандидатом наук, доцентом Ярославского Университета, историком, этнографом и знатоком всех религий. Прям, аж распирает от везения и информации!

Несмотря на очень серьёзные потери (до трети армии убитыми), понесенные арабами, они одержали победу. При этом крупнейшая персидская армия была разбита и, по существу, перестала существовать. Участь государства Сасанидов, в последующие годы уничтоженного арабами, была предрешена. Впечатлившись Сасанидами, я задалась вопросом: а почему не восстанавливают? Живут не то чтобы богато, а тут подлатать и хочешь тебе музей, а хочешь сельский клуб с уголком тихих игр. Оказалось, не все так просто и 2015 год не так давно прошел и отношение к Саддаму Хусейну у населения разное, а государство в отношениях не определилось и опасаясь волнений как с той, так и с другой стороны, попросту не трогают его наследие… Н-да! Жаль! Чего бы не извлечь выгоду из туристов?! Не унималась я. Виктор вежливо ответил – обернись, тут никого, кроме нас нет… Стало жутковато и… я прям чуть не лопнула от гордости от того, что мы здесь!

Ну, всё! Хватит Сасанидов – в автобус! Едем дальше. Въезжаем в Багдад. По всему городу манифестации в поддержку событий в Палестине. В каждом переулке стоят бронетранспортеры. На улицах пробки. Ситуация тревожная. Но мы, несмотря на это идем в ресторан ужинать. И не плохо посидели. Но к сожалению, на этом наш день не закончился. Раздался телефонный звонок! В то время, когда основная команда решила пройтись по прогуляться, Лену сбил мотоцикл. Наша девочка пролетела по асфальту, ударилась головой и плечом. Побежали в гостиницу. Сразу приняли решение, что срочно нужно в больницу, ведь через каких-то 4 часа вылетать в Стамбул. Виктор очень быстро нашел госпиталь совсем рядом с отелем. Несмотря на то, что госпиталь оказался онкологическим, но пострадавшую приняли, сделали все возможные снимки, поставили капельницы. Иракцы не смогли оставить русских гостей без помощи. Уже к полуночи Лену привезли в отель и несмотря на сотрясение мозга, она смогла улететь с нами на одном рейсе!

Огромное спасибо Виктору и иракским врачам!