Телефон: +7(985) 768-02-53 Адрес: 111024, г. Москва, ш. Энтузиастов, д.24/43, кв.28 Электронный адрес: gwc@gwc-planet.ru
Телефон: +7(985) 768-02-53 Адрес: 111024, г. Москва, ш. Энтузиастов, д.24/43, кв.28 Электронный адрес: gwc@gwc-planet.ru
Мы летим в путешествие, где будет много Инстаграм-моментов! Ну какая поездка обходится без того, что бы не подразнить оставшихся дома друзей?! Впрочем, настоящая роскошь - это насладиться моментом, не отвлекаясь на телефон, не думая о правильном ракурсе, не надевая на лицо улыбку, не становясь к камере рабочей стороной, не думая о хлёсткой надписи. Настоящая роскошь - оставить этот момент себе с его запахами и звуками, с его неповторимым вкусом жизни. Настоящая роскошь - жить в этом моменте, а не дробить его на 15-секундные ролики, ну, хотя бы иногда. Здравствуй, Индия! А Индия не пляжная - одно из таких мест, где думать вредно. Нужно точно знать куда ты идёшь, с кем разговариваешь, что жуёшь и можно ли это проглотить.
Дели. Смог! Практически невозможно дышать. Наш гид Шашват ведёт экскурсию: справа - ворота Индии, слева - королевский дворец, но его не видно. День прошёл удачно, несмотря ни на что! Смог жуткий, а потому фотографии, какие есть! Суровая правда жизни, так сказать! Но, мы все увидели! Нашего туриста голыми руками не возьмёшь! Индия! Противоречивая страна, нищета и грязь с одной стороны; и роскошь и древнейшая история с другой! Люди - одни приветливые, открытые и счастливые, другие - озлобленные и с хорошим хватательным рефлексом. Одним словом - страна контрастов!
Людмила Сычева. Дели. Кутуб Минар.
В давние времена Индия была скроена из богатых мелких княжеств, которые завоевывали афганцы, персы, тимуриды и пр. и пр. В 12 веке очередные захватчики пришли со стороны Афганистана. Они принесли в Индию ислам. Разрушили 27 индуистских храмов и в этом месте из святых камней построили самую большую мечеть - Кувват-уль-Ислам (Мощь ислама). Первый правитель Делийского султаната начал здесь же возведение самого большого в Индии минарета. Его строили несколько поколений султанов. Высота - 72,5 метра, основание - 15 м. И здесь же находится кутубская колонна высотой 7,2 метра, которой, как считают, 1600 лет. На 99 процентов состоит из железа. Предполагают, метеоритного. По другим сведениям это железо соединяли ковкой кусками по 20 кг. Технология утеряна, а колонна стоит и не ржавеет.
Людмила Сычева. Дели, Ворота Индии.
В центре Дели есть знаковое место - Ворота Индии. Они построены в память об индийских солдатах, погибших в англо-афганских войнах и в годы Первой мировой войны. Открыты в 1931 году. У подножия арки горит вечный огонь. На камне вырезано более 90 000 имён воинов. Сюда приезжают главы других стран, чтобы почтить память погибших. Рядом большой парк, в котором обитают, в основном, туристы.
Людмила Сычева. Дели. Гробница Хумаюна.
В этом интересном месте началось наше знакомство с империей Великих моголов. Первым из них был Бабур, прапраправнук Тамерлана, а по материнской линии потомок Чингисхана. Он правил в Андижане, но конкурентов было много и он направил свои войска в северную Индию, где было много богатых, но мелких княжеств. Так, с 1526 года в Индии начали править моголы (эти династии у нас назывались монголами). Хумаюн - сын Бабура, а Акбар - его внук. После смерта Хумаюна его вдова и сын построили Мавзолей, который сейчас входит в список Юнеско. В Мавзолее покоится около 150 родственников бабуридов.
Маша Мусина. Шашват.
Наш гид Шашват - брахман. Эта высшая каста в Индии - каста служителей в храмах, астрологов, врачевателей... Брахманам можно все профессии выбирать. Шашват выбрал профессию переводчика с русского языка. Говорит Шашват с чудовищным (для профессионального переводчика) акцентом, делает очень много ошибок, но мы его не поменяли бы ни за что на какого-нибудь правильно говорящего. (И не только мы - Шашват переводит русским на самом высоком, государственном уровне). Потому, что у Шашвата есть самое главное - он знает существенно больше, чем может уместиться в рассказ на экскурсиях, и он владеет понятиями русского менталитета, даже шутит по-русски удачно. Что удивительно. Потому, что, как легко догадаться, менталитет у индусов и русских - разный.
2 года назад Шашват женился. Невесту выбрали родители, молодожены даже не встречались до свадьбы. Это принято в Индии, особенно, в высших кастах - что все решают родители. Выбирают по гороскопу (но не по тому примитивному, который в газетах печатают, а по полному - со всеми десятью планетами и множеством ещё важнейших точек) и, конечно же, только из своей касты. Шашват говорит, что выбор родителей оказался удачным. Невеста (теперь жена) - красавица (мы фото видели).
Шашват - индуист. Индуистов в Индии 80%. 14% мусульман. А буддистов - меньше 1% - что для меня лично было открытием.
Разница между индуистами и буддистами огромная. У индуистов 33 миллиона богов (без всякой гиперболы), а у буддистов - ни одного. Там ещё, разумеется, есть много отличий. Но это - главное. Индуисты через богов познают Мир и Абсолют. Буддисты сосредоточены на созерцании собственного духа.
Кришнаитов в Индии очень не любят. Хотя Кришна - один из главных в индуизме богов. Но в Индии считают кришнаитов коммерческой организацией, которая строится только на деньгах. ... Сегодня были в Тадж Махале. Не буду пересказывать его трогательную историю любви и вообще - историю. Могольское наследие. Мусульманское. Период завоевание Индии моголами. Индуисты, как известно, не строят гробниц, потому, что не хоронят своих мертвых в земле - сжигают и пепел - над Гангом. Как говорит Шашват: «Это очень мудро. У нас столько народа, что уже полстраны было бы кладбищем». В 16-18 веках, кто только не завоевывал Индию из Моголов. Даже из Узбекистана доходили завоеватели.
Мне было удивительно, что Шашват очень спокойно об этом рассказывает. «Мы - индусы очень спокойные люди, нас не так легко мучить».
Только про англичан сказал с русской досадой (как это чувство идентифицируется у индусов - не знаю) - «Англичане построили железную дорогу к порту. Вывозили сырье. Ни одного завода в Индии не построили. Но зато сегодня 48% хозяев английского бизнеса - индусы».
Наталья Алешинская
Шашват Мисра. Или Саша, как его окрестила наша группа. Я считаю нам с гидом повезло, как обычно это бывает с Золотым Клубом. Наш сын полка Шашват из высшей касты брахманов, что само по себе добавляет уважения в Индии. А ещё он умеет шутить по-русски, иногда и думать тоже! Ко всему прочему ещё крайне тактичен и умеет разруливать спорные ситуации моментально и без шума. К тому же настоящий мужчина: погрузить, поднести, подать руку даме, ромом угостить и всякое такое! Рекомендуем!
Наталья Алешинская.
Едем в Джайпур, в пути уже час. Путешествие на выживаемость! Шашвад обещал, что через полтора часа смог останется позади. Но пока ничего не меняется. Мужественно едем дальше. Позади этот ад из гор мусора, умирающих коров и удушающего смога! Все это пережить в очередной раз помог Золотой Клуб! Почему?! Да потому, что за день до отъезда позвонила Светлана Макарова и посоветовала взять с собой микс масел из ее маркетплэйса. Вот огромное спасибо ей за это! Только им и спасались! Накапаешь в бутылочку воды капель 10 и чувствуешь себя человеком! Правда есть один побочный эффект: сколько виски не пей - все равно трезвый!
С 13 по 24 ноября мы провели в Индии. Первое впечатление - страна контрастов! Картинки по дороге.
Из Дели на микроавтобусе мы отправились в "Розовый город" - Джайпур. Дорога не переставала удивлять контрастами.
Сегодня у нас Джайпур! Вышли мы из отеля в 8.00, и это было круто! Потому, что под окнами отеля до утра гуляла свадьба. А свадьба, как положено пела и плясала, а ещё стреляла петардами и била в барабаны. А проезжающие автомобили сигналили молодым на счастье. Некоторые смогли поспать 3 часа не более, но город мы увидели! Дворцы, слоны, храмы и прочая экзотика улиц впечатлили и мы забыли про недосып.
Форт находится на холмах в 11 км от Джайпура. Он был столицей княжества Раджастан с 1592 года и до 1727 года. Потом столица переместилась в Джайпур. Здесь расположены великолепные дворцы. А стена, которая тянется до следующего еще выше расположенного форта длиной аж 20 километров. Ее называют великой индийской стеной.
Маша Мусина.
Вчера ездили на слонах. Лично мой гештальт со слонами - закрыт. (Хотя они, конечно, очень симпатичные). Джайпур. Королевский город, королевский дворец. Королевская семья - действующая. Но не правит. Зарабатывает на жизнь тем, что пускает в свои дворцы многочисленных туристов.
Лангуры. В Джайпуре, во времена оккупации города макаками, они работали в полиции - гоняли макак, которые с завидным постоянством громили жилища граждан. Эта порода обезьян достаточно агрессивна. Справились лангуры. Здесь в императорском дворце в деревне Орчха их немало.
Маша Мусина.
И о священной корове.
Коровы в Индии - везде. Они ходят по городам и весям поодиночке, группками и стадами. Вот она бредёт в интенсивном потоке машин - со свойственной этим животным грацией и задумчивостью, автомобили почтительно объезжают корову, а если объехать нельзя - покорно тащатся за ней. «Корова даёт нам молоко, мы на ней пашем землю, ее навозом топим жилища (в Индии бывает до -1, индусы сушат коровий навоз на солнце и используют, как топливо». Корова - это для нас - мать. Вы же маму свою есть не будете?»
Как известно, подавляющее большинство населения Индии - абсолютные вегетарианцы. И все из-за желания не причинить вреда. Индусы свято верят в закон кармы, согласно которому вред, причинённый другим - обязательно вернётся к тебе. И ещё они верят в то, что Божественное сияет для всех людей, для всех существ и для всех вещей. Индусы понимают насилие, как отражение низшего, инстинктивного сознания - страха, злобы, жадности, зависти и ненависти - основанное на представлениях об отдельности и несвязанность, о плохом и хорошем, о победителях и проигравших, о «моём» и «твоём». Между тем, в криминальной хронике Индии изнасилования и последующие убийства жертв - далеко не редкость, а очень даже распространённое явление. Все потому, - объясняют индусы, - что Мир населён не только зрелыми душами, прошедшими много реинкарнаций, но и молодыми душами, незрелыми, не успевшими ещё испытать страдания от возвратившегося к ним зла. Как известно, Махатма Ганди в борьбе за независимость Индии использовал методы ненасильственного сопротивления и победил. (Кстати, сам Ганди считал своим духовным учителем-гуру - Льва Толстого. Хотя непричинение зла - очень древний постулат индийской гуманитарной мысли). Ганди почитают в Индии почти, как святого. Абсолютно на всех бумажных купюрах страны - любого достоинства - исключительно портрет М.Ганди.
Ненасильственное сопротивление власти города Джайпур использовали и для того того, чтобы изжить из города макак, которых расплодилось великое множество, и они терроризировали населения, залезая в жилища и устраивая там форменные погромы. Тогда ввезли в город других обезьян - лангуров. И эти более агрессивные обезьяны выжили из города макак. Потом лангуров изловили и вывезли обратно в джунгли. Макаки, конечно, со временем опять вернулись в город. Но уже (пока) не в том количестве. ... Я много раз видела женщин, метущих пыльный тротуар перед своим жилищем. Но ни разу не заметила мусороуборочной машины. Хотя в 2013 году в Индии была принята государственная программа «Чистая страна» и, говорят, ситуация с тех пор улучшилась на 50%. Моего воображение не хватает представить: каково это плюс 50% к тому, что есть сейчас в Индии. Но - главное, что дело сдвинулось с мертвой точки. В Индии, например, запрещены целлофановые пакеты - там борются с пластиком.
... Когда корова умирает - ее хоронят в землю, и она становится землёй. Индуисты говорят: «Наши молитвы никогда не остаются без ответа. И мы принимаем ответ, даже если он не такой, какой нам хотелось бы получить».
Ввыезжаем опять рано! В 8.30, надеемся, что все произойдёт без потерь и опозданий. Едем в Агру, в пути часов 5-6 придётся провести. Конечно все хотят себя как-то развлечь в дороге. Маша требует фото с поросятами, обитающими в естественной популяции, Ира требует аптеку, Люда - обменник, наш гид Шашват пытается донести до нас нужную информацию, а водитель везёт молча и правильно делает! А то наш индийский девичий батальон сведёт с ума любого! Наконец, закрыли тему с поросятами и двигаемся дальше.
Сегодня Тадж Махал и Форт Агра. Город Агра. Живем мы в самом удобном месте - гостинице Тадж. Поэтому все у нас за углом налево или направо. А Тадж Махал, конечно впечатляет, прежде всего масштабами: временными, количественными, художественными, эмоциональными. Мы посидели на скамейке принцессы Дианы, сфотографировались на память в различных ракурсах, в общем, будет что почитать и посмотреть потом на сайте в разделе «путевые заметки». 30 тысяч художников 22 года резали, пилили, тесали камень. Яшма, лазурит, тигровый глаз, оникс, перламутр, сердолик, малахит украшают великий Тадж Махал. Отобедали! Едем смотреть украшения в ту ювелирную, чья история начинается с украшений Мун Тадж.
Прибыли в славный город Гвалиор. На улице та же жесть, а мы едем смотреть крепость. Крепость красоты необычайной, а храмы какие?! Все отреставрированы, да и вообще высокой степени сохранности. А боги громадного размера «живущие» вдоль дороги впечатляют невероятно. И пока каждая из нас не сфотографировалась у подножия каждого божества мы не тронулись с места.
Ощутите разницу! После переезда на поезде у нас сменился автобус, а вместе с ним и водитель. Мало того, что на севере Индии дороги хуже, так ещё и автобус хуже. Кондиционер работает в режиме заморозка-разморозка! А водитель без перерыва жмёт на клаксон, иногда на прямой и пустой дороге. В северной провинции не так давно на дорогах навели порядок, поэтому ещё свежи правила: кто больше, тот и прав и беспрерывно звучащий сигнал клаксона, видимо сообщающий миру: Я еду!!!
Как не купить фрукты в стране вечного лета? Купить конечно! Напрасно я так думала! Через 5 минут от гари, шума, коров, собак, грязи и прочего самобытного антуража мозг сполз набекрень, в горле стало першить , а ориентация в пространстве свелась к нулю! Так и хочется сказать: это Индия, детка!
Есть финики. Каджурахо от каджур-финик, ахо-есть. Маленькая деревня в центральной части Индии. Туда мы и едем почти целый день.
Индуистский храмовый комплекс 10 -14 века. Каджурахо.
... Однажды один из императоров Индии принял буддизм. Буддизм приобрёл популярность. Люди стали уходить в горы, леса и там медитировать в одиночестве. За два века популярности буддизма - количество народа в Индии сильно уменьшилось. А стране нужны были солдаты - на Индию все время кто-то нападал. Тогда появилась идея повысить (говоря современным языком) популярность индуистских храмов - вернуть народ к общественной жизни. И стали использовать в украшениях храмов эмоции камасутры (учение о желании) и вообще сцены из общественной жизни. А также изображения Апсараи (множественное число слова «Апсара») - женщин, которые развлекали богов танцами. И вообще - развлекали. Сейчас парламент Индии обсуждает закон об ограничении рождаемости. Но этот закон будет касаться в большей степени мусульман. До Независимости Индии (до 1947 года) мусульман здесь было 5%, сейчас уже 14% (это у них по 7-10 детей в семье). В индуистских семьях сейчас, как правило, не больше двух детей.
Это не то, что вы подумали! Кама Сутра - свод правил, учение, если хотите, об эмоциях, о сексуальных желаниях. Иными слова это наука о том как управлять своими желаниями и чувствами. Там написано какие приправы и прочие травки в какое время года нужно употреблять. Там есть уроки для женщин и для мужчин. Например: как определить физиологию по внешнему виду мужчины или женщины и узнать подойдет ли избранник не доводя дело до греха. И только в самом конце позы. И тоже не от балды, а по делу. Чтобы снять головную боль, например! Это наш извращенный ум выискивает неприличное. А разум видит другое, в частности на храмах изображено, то чего стоит стыдиться (мужеложство, скотоложство) и только маленькая толика любовных утех. Главной темой храмовых скульптур остается просто жизнь, воинские походы с их победами и танцующие женщины. А храмы любви вообще построили потому, что стране нужны были воины! Что бы всяк лицезреющий это чудо вдохновился и настрогал воинов для страны! О, как! А вы, что подумали?
Вы видели собак - вегетарианцев? Вот они, полюбуйтесь! В Индии 65% населения - вегетарианцы! И собаки едят то, что осталось от трапезы человека. Это рис и бобы.
Мы практически живем в дороге. Кто-то говорит по телефону, кто-то обсуждает Рериха, кто-то сердечную чакру. Вдруг раздался крик: обезьяны! Все прилипли к окнам. Отсняли, едем дальше. Едем уже по джунглям. Поля сменились деревьями, деревья вплотную подступили к дороге. Разбираем фотографии, делимся ими. Так и живем!
Людмила Сычева. Национальный парк Бандхавгарх.
Самая южная территория в нашем путешествии. Было два сафари. Выехали на заре, было очень холодно, относительно, конечно, 6-8 градусов. И все разговоры проводников, что какая-то группа видела тигров, а больше никто не видел, приводила меня к мысли, что здесь их никто и не видит, а нас сюда привозят, чтобы зарабатывать... Но, несмотря на скептицизм, 4-часовая поездка мне очень понравилась, Увидели других непуганых зверей, причем, почти рядом с дорогой. И я была потрясена, когда на вечернем сафари мы увидели настоящих тигров, не очень близко, но отчетливо. Они купались в озерце, играли, плавали, лежали брюхом кверху. Мы наблюдали за ними около часа и в конце концов устали и решили возвращаться к своим бунгало. Сверзадача была выполнена.
Наталья Алешинская. Национальный парк.
Два дня бесконечной езды по джунглям и плохим дорогам позади! В национальном парке мы увидели лангуров, макак, два вида оленей, кабанов, шакалов, павлинов, слонов, сову, буйволов и, о чудо, бенгальских тигров! Целых три штуки! Это подросшие (18 месяцев) дети одной тигрицы. Они плавали, гоняли птиц, играли друг с другом, валялись на берегу, а человек 250 вооруженные камерами разного калибра жадно вглядывались в озеро и его окрестности. Мы устали конечно от дорог, но нисколько не пожалели, что ввязались в эту авантюру! Кроме того, мы оказались первыми русскими в нашем отеле и потому индийский сервис и личное благоволение хозяина нам были обеспечены! А я то думала почему, вокруг нас кружат официанты, а оказалось, что это дань уважения к «большому брату». Накануне отъезда нам организовали барбекю, вышел хозяин, мы долго общались, весело шутили и, конечно, обещали вернуться.
Маша Мусина.
Ганг. Но только он - Ганга. Река Ганга - священная река для индусов. Сюда, в город Варанаси ежедневно приходят несколько сотен людей - умирать. Для индуса - счастье и часть умереть в Варанаси, в этом святом месте. (Варанаси - старейший город Индии - более 3000 лет). Каждый вечер индусы молятся на берегу Ганги. Не меньше 25 тысяч посещают эту молитву ( в праздники доходит и до 250 тысяч). Это благодарственная молитва святой реке. Здесь индусы хоронят своих мертвых - развеивая пепел их тел над водой. Здесь же сжигают тела. Здесь же совершают омовения. Здесь же затевают «постирушки».
... В индуистском сознании нет понятия зло и сатаны, олицетворяющего зло. (есть асуры- низшие демоны, которые могут навредить душе, но не против ее воли). Индуисты знают, что в конце концов ни добра, ни зла - не существует. Бог не создавал зло как силу, отличную от добра. Он даровал душам божественные законы дхармы и кармы - вместе со свободой действовать так, как они пожелают, в великом океане опыта. Истинная сущность человека не загрязняется грехом, никакой греховный поступок не может повлечь за собой вечного наказания и проклятия для души. Однако плохие поступки возвращаются в виде страданий в результате действий законов кармы.
Душа индуиста - это бессмертное духовное существо. Сущность души - это Чистое сознание и Абсолютная реальность. Каждая душа обладает совершенством Шивы, но внешне бывает незрелой. Индуисты представляют Шиву могучим дубом, а душу - жёлудем, который сам однажды станет огромным деревом. Но для этого душе надо пройти свой Путь, получить разнообразный опыт. На протяжении многих жизней душа созревает. Когда душа достигает познания себя - она становится единой с Шивой. Цикл рождений прекращается, душа освобождается.
... У индусов нет острой боли от ухода близких - для них это - естественный космический процесс. А все остальное - можно ( и нужно) пережить. Для индуистов зло - имеет своё назначение в жизни. Природа мира - двойственна. Любая вещь имеет свою противоположность: радость и печаль, добро и зло, любовь и ненависть. Индуисты не презирают мир и не боятся его. Жизнь предназначена для того, чтобы жить радостно.
... Варанаси - очень шумный город. Я не почувствовала здесь признаков уныния и печали, которые бывают в местах, где много немощных, больных и умирающих.
... Однажды человек пришёл к Будде и сказал :
- Я хочу быть счастливым.
- Убери «я» ( эго) и «хочу» (желания). Что остаётся?
После заплыва по Ганге короткий передых в отеле и осмотр окрестностей Варанаси с буддийскими святынями. Настроение у всех чемоданное: два перелёта, но при этом парочку экскурсий и шопинг. А как без него?! Плетемся… После торжественного распития прямо на улице Ириной и Шашватом сока сахарного тростника настроение почему-то нормализовалось у всех. Двигаемся дальше! Ещё парочку объектов и через аптеку в фирменный магазин за шёлковыми и кашемировыми платками и палантинами! Далее обед и перелёт в Дели! Путевые заметки пишу прямо в воздухе, уже привычка. Путешествуйте вместе с нами!
Адская машина для приготовления сока из сахарного тростника.
Шелковая фабрика.
Съездила я в Индию и вернулась какая-то тихая. Ничего внутри не кипит, не возмущает снаружи. Посмотрев, как живет другая страна, я вдруг отчетливо поняла, что у меня все - зашибись! Что бояться нечего, будущее понятно, условия проживания отличные, работа есть, а если ее, то есть работы, будет мало, я ещё себе ее придумаю. Что здоровье под контролем, дети на правильном пути, друзья есть... К чему я это все?! Ах, да! Путешествия – это круто!